Healthy_back (healthy_back) wrote,
Healthy_back
healthy_back

Эриксоновский гипноз. М. Р. Гинзбург, Е. Л. Яковлева

Для тех, кто не в курсе: эриксоновский гипноз — это один из родителей НЛП (http://en.wikipedia.org/wiki/Milton_model). А именно на базе НЛП основаны все современные "тренинги личностного роста и саморазвития".

Спасибо за наводку именно на Гинзбурга burchakov

Если кому-то проще смотреть видео — есть курс на торренте. Но там плохое качество записи звука, куски записи просто вырезаны — в принципе, понятно, что 10 или сколько там дней занятий никто ни записывать, ни выкладывать, ни, главное, смотреть не будет.

Книга изумительно легко читается

UPD: Вообще, по прочтении я пришёл к выводу, что эриксоновский гипноз — лучшее, что может предложить психология. Там есть абсолютно всё. Проблема, как обычно, одна — найти хорошего специалиста.

РОССИЙСКАЯ Академия образования. Московский психолого-социальный институт
М. Р. Гинзбург, Е. Л. Яковлева

ЭРИКСОНОВСКИЙ ГИПНОЗ:
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС



Рекомендовано Редакционно-издателъским советом Российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия.

Эта книга создана на основе систематического курса эриксоновского гипноза, проводимого авторами на протяжении многих лет. Она адресована в первую очередь практикам — психологам, психотерапевтам, консультантам и всем тем, кто оказывает помощь и поддержку другим людям и хочет сделать свои техники ещё более гибкими и эффективными. Эриксоновский гипноз не заставляет ни от чего отказываться; несмотря на то, что он представляет собой самостоятельное направление, он прекрасно сочетается со всеми остальными техниками, дополняя и усиливая их.

Книга не предназначена для самостоятельного изучения эриксоновского гипноза и не заменяет прохождения систематического цикла под руководством опытного тренера; она позволяет лучше усвоить и закрепить его материал. Книга будет полезна всем практикующим психологам и психотерапевтам, а также всем тем, кто хотел бы составить себе адекватное представление об эриксоновском гипнозе.


Содержание


Часть I. Базовые принципы, понятия и техники
Глава 1. Природа гипноза

1.1. Предпосылки http://healthy-back.livejournal.com/275857.html#prerequisites
1.2. Основные понятия http://healthy-back.livejournal.com/275857.html#concepts
1.3. Основные принципы http://healthy-back.livejournal.com/276179.html#principles
1.4. О Милтоне Эриксоне http://healthy-back.livejournal.com/276367.html#Erickson
1.5. Микродинамика транса http://healthy-back.livejournal.com/276367.html#microdynamics

Глава 2. Базовые техники
2.1. Неопределённые слова http://healthy-back.livejournal.com/276556.html
2.2. Сопровождение в приятном воспоминании http://healthy-back.livejournal.com/276556.html#afterglow
2.3. Ратификация минимальных признаков транса http://healthy-back.livejournal.com/276556.html#ratification
2.4. Диссоциация http://healthy-back.livejournal.com/276556.html#dissociation
2.5. Релятивизация http://healthy-back.livejournal.com/276556.html#relativization
2.6. Пальцевый идеомоторный сигналинг http://healthy-back.livejournal.com/276950.html
2.7. Гармонизация с клиентом http://healthy-back.livejournal.com/276950.html#harmonization
2.8. Особенности использования языка в гипнозе http://healthy-back.livejournal.com/276950.html#language
2.9. Самогипноз http://healthy-back.livejournal.com/276950.html#autohypnosis

Глава 3. Наведение и углубление транса
3.1. Природа наведения http://healthy-back.livejournal.com/277430.html
3.2. Наведение фиксацией внимания http://healthy-back.livejournal.com/277430.html#attention
3.3. Наведение сопровождением http://healthy-back.livejournal.com/277430.html#accompaniment
3.4. Наведение счётом http://healthy-back.livejournal.com/277430.html#counting
3.5. Наведение расслаблением http://healthy-back.livejournal.com/277430.html#relaxation
3.6. Идеомоторные наведения http://healthy-back.livejournal.com/277430.html#ideomotor
3.7. Демистифицирующее наведение http://healthy-back.livejournal.com/277430.html#demystification
3.8. Имитация транса http://healthy-back.livejournal.com/277430.html#imitation
3.9. Натуралистическое наведение http://healthy-back.livejournal.com/277430.html#naturalistic
3.10. Углубление транса http://healthy-back.livejournal.com/277430.html#deepening
3.11. Выведение из транса http://healthy-back.livejournal.com/277430.html#gettingout
3.12. Транс терапевта http://healthy-back.livejournal.com/278318.html

Глава 4. Внушения
4.1. Природа внушений http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#suggestion
4.2. Прямые внушения http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#straight
Явное прямое внушение http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#evident
Прямое закамуфлированное внушение http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#covert
Постгипнотическое внушение http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#posthypnotic
4.3. Косвенные внушения http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#indirect
Последовательность принятия http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#sequence
Импликация http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#implication
Подразумеваемое указание http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#imply
Вопрос http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#question
Негативное парадоксальное внушение http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#negative
Двойная связка http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#double
Контекстуальное внушение http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#contextual
Составное внушение http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#compound
Трюизм (банальность) http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#truism
Внушение отсутствием упоминания http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#absence
Внушение, связанное со временем http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#time
Аллюзия (намёк) http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#cue
Инвертированное внушение http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#inversion
Невербальное внушение http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#nonverbal
4.4. Открытые внушения http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#overt
Мобилизующее внушение http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#mobilizeing
Ограниченное открытое внушениеhttp://healthy-back.livejournal.com/278662.html#confined
Внушение, охватывающее все возможности класса http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#all

Глава 5. Метафора
5.1. Природа метафоры http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#metaphor
5.2. Источники метафор http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#source
5.3. Конструирование метафор http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#design
5.4. Метафорическое сопровождение процесса http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#accompaniment
5.5. Тематические метафоры http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#thematic
5.6. Метафорическая сказка http://healthy-back.livejournal.com/278974.html#fairytale
5.7. Метафора раннего научения http://healthy-back.livejournal.com/278974.html#early
5.8. Метафора изменения http://healthy-back.livejournal.com/278974.html#change

Часть II. Гипнотические феномены и их терапевтическое использование

Глава 6. Наиболее употребительные феномены

6.1. Каталепсия руки. Техника выполнения http://healthy-back.livejournal.com/279269.html#catalepsy
6.2. Терапевтическое использование каталепсии руки http://healthy-back.livejournal.com/279269.html#catalepsytherapeutic
6.3. Левитация руки. Техника выполнения http://healthy-back.livejournal.com/279269.html#levitation
6.4. Терапевтическое использование левитации руки http://healthy-back.livejournal.com/279269.html#levitationtherapeutic
6.5. Субъективное искажение времени http://healthy-back.livejournal.com/279269.html#time

Глава 7. Замешательство
7.1. Природа замешательства http://healthy-back.livejournal.com/279470.html
7.2. Техники разрыва шаблона http://healthy-back.livejournal.com/279470.html#confusion
Намеренные смысловые несуразности
Нарушения синтаксиса
Торможение двигательных проявлений
Прерывание ключей доступа
Парадоксы
Наведение рукопожатием
7.3. Техники перегрузки http://healthy-back.livejournal.com/279470.html#overload
Повторение
Сенсорная перегрузка
Дезориентация во времени
Дезориентация в пространстве
Практическое использование сдвига внешней системы координат
Антонимы
Техника для работы с сопротивлением http://healthy-back.livejournal.com/279680.html
Двойное наведение
7.4. Другие возможности создания замешательства http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#opportunities
Перенос качеств с одного объекта на другой
Противоречивая инструкция
Синестезии

Глава 8. Амнезия
8.1. Роль и место амнезии в эриксоновском гипнозе http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#amnesia
8.2. Прямое внушение http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#straight
8.3. Фигура-фон http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#background
8.4. Мотивация на забывание http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#motivation
8.5. Трудность запоминания http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#difficulty
8.6. Косвенные внушения http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#indirect
8.7. Переключение внимания http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#switching
8.8. Использование образов http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#images
8.9. Диссоциация http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#dissociation
8.10. Замешательство http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#confusion
8.11. Структурированная амнезия http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#amnesia
8.12. Встроенная метафора http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#metaphor

Глава 9. Гипноанализ http://healthy-back.livejournal.com/279907.html
9.1. Визуальная аналоговая шкала
9.2. Ключи Ле Крона http://healthy-back.livejournal.com/279907.html#keys
9.3. Визуализация http://healthy-back.livejournal.com/279907.html#visualization
9.4. Разговор с частями http://healthy-back.livejournal.com/279907.html#parts
9.5. Поход к мудрецу http://healthy-back.livejournal.com/279907.html#sage
9.6. Телевизионный экран http://healthy-back.livejournal.com/279907.html#screen
9.7. Коридор http://healthy-back.livejournal.com/279907.html#hallway
9.8. Семь комнат http://healthy-back.livejournal.com/279907.html#7rooms
9.9. Путешествие в больной орган http://healthy-back.livejournal.com/279907.html#organ
9.10. Внушённый сон http://healthy-back.livejournal.com/279907.html#dream
9.11. Соматический и аффективный мост http://healthy-back.livejournal.com/279907.html#bridge
9.12. Автоматический рисунок http://healthy-back.livejournal.com/279907.html#automatic
9.13. Автоматическое письмо http://healthy-back.livejournal.com/280066.html#automatic
9.14. «Матрёшка» http://healthy-back.livejournal.com/280066.html#doll

Глава 10. Возрастная регрессия и временная прогрессия
10.1. Континуум возрастной регрессии http://healthy-back.livejournal.com/280527.html
10.2. Стратегии использования возрастной регрессии http://healthy-back.livejournal.com/280527.html#strategy
10.3. Техники создания возрастной регрессии http://healthy-back.livejournal.com/280527.html#technics
10.4. Двухуровневая диссоциированная возрастная регрессия http://healthy-back.livejournal.com/280527.html#bimodal
10.5. Доска почёта http://healthy-back.livejournal.com/280527.html#honor
10.6. Временная прогрессия http://healthy-back.livejournal.com/280527.html#time
10.7. Стратегии использования временной прогрессии http://healthy-back.livejournal.com/280527.html#strategy
10.8. Техники создания возрастной прогрессии http://healthy-back.livejournal.com/280527.html#progression

Глава 11. «Связанная с состоянием теория психофизиологического (духовно-телесного) исцеления и терапевтического гипноза» Эрнеста Росси
11.1. Связанные с состоянием память, научение и поведение http://healthy-back.livejournal.com/280620.html
11.2. Базовый вопрос доступа http://healthy-back.livejournal.com/280620.html#access
11.3. Трёхшаговые терапевтические стратегии http://healthy-back.livejournal.com/280620.html#three

Приложение. Использование восточных техник в эриксоновском гипнозе
Буддистская Медитация покоя http://healthy-back.livejournal.com/280620.html#meditation
«Большое дерево» китайского цигун http://healthy-back.livejournal.com/280620.html#qigong

Литература http://healthy-back.livejournal.com/280620.html#literature

Часть I
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ, ПОНЯТИЯ И ТЕХНИКИ


Глава 1
Природа гипноза


1.1. Предпосылки


Эта книга — практическое пособие. Мы не ставим своей целью обсуждение теоретических проблем гипноза или многочисленных экспериментальных исследований в области гипноза. Поэтому в этой главе мы рассмотрим те предпосылки, понимание которых необходимо для практического использования гипноза, и тот круг понятий, которыми мы будем оперировать в дальнейшем тексте, не претендуя на их научную строгость.

Этот курс — курс терапевтического гипноза, то есть гипноза как средства оказания помощи и психологической поддержки. Книга адресована в первую очередь практикам — тем, кто оказывает помощь другим людям, консультирует, тренирует, обучает. Мы надеемся, что описанные в этой книге техники и подходы помогут сделать этот процесс более продуктивным и более приятным для обоих — и для консультанта, и для клиента.

Работа психолога, консультанта, психотерапевта по сути своей парадоксальна. Когда человек приходит к психотерапевту за помощью, он приходит потому, что у него в жизни есть трудности. Это объективные трудности — с мужем, с женой, с ребенком, с деньгами, с начальством, с учёбой, с жильём, с работой и т. д. Все эти трудности находятся во внешнем мире. Но терапевт не может воздействовать на мужа, жену, ребенка, начальника, не может предоставить клиенту жильё, работу или место учёбы.

У этих двух людей — терапевта и клиента — есть единственный общий предмет для работы — внутреннее состояние клиента (термин «состояние» мы употребляем здесь в широком смысле, включая в него эмоциональные состояния, установки, отношение к себе и к миру и т. д.).

Психолог — это профессионал работы с внутренними состояниями. Он работает с внутренним состоянием и пытается помочь осуществить в нём некоторое изменение. И когда это получается, происходит «чудо»: проблема разрешается как бы сама собой. Кстати, человек не всегда связывает одно с другим. «Ходил к психологу, тратил время, тратил деньги, а проблема сама рассосалась. Зачем ходил — неизвестно». Понимание того, что если бы не ходил и не тратил, она бы не «рассосалась», к некоторым приходит сразу, к некоторым — с запозданием, а к некоторым вообще никогда не приходит.

Как и за счёт чего возможно изменять, регулировать внутренние состояния? В этом нужно разобраться, потому что это — та основа, на которой базируется терапевтический гипноз.

Идеодинамические механизмы

Есть такой вид гадания — подвесить на нитке кольцо (или другой грузик) и задавать вопросы. Если маятник начинает раскачиваться вперёд-назад, это ответ «да». Если же он раскачивается влево-вправо, это ответ «нет».

Кто же отвечает на вопросы? Кто раскачивает маятник?

Долгое время считалось, что это действительно магический маятник и что мы имеем дело с духами или с высшими силами — это они раскачивают маятник.

В 1854 году французский исследователь Шеврёй опубликовал работу, которая называлась «О волшебной палочке, вопрошающем маятнике и вертящихся столах», в которой объяснил этот феномен. С тех пор магический маятник стал называться маятником Шеврёя.

Шеврёй объяснил, что в основе лежат так называемые идеомоторные движения. «Идея», образ — в голове; моторика, движение — в руке. Таким образом, образ сам, автоматически, помимо сознания, помимо сознательного контроля реализуется в движении. Это — идеомоторный феномен. Обращаясь с вопросами к маятнику, человек получает ответ не от потусторонних сил и не от духов, а от собственного бессознательного, то есть он обращается к собственному неосознанному опыту.

Каждый может поэкспериментировать с идеомоторным феноменом. Надо взять нитку с грузиком, взять её двумя пальцами, вытянуть руку, расслабить её (лучше делать это с закрытыми глазами, но нет необходимости держать иx закрытыми) и создать мысленный образ — представить себе, как грузик раскачивается в одном из направлений: вперёд-назад, или вправо-влево, или по часовой стрелке, или против часовой... очень быстро грузик реально начнёт раскачиваться.

Находясь в тёплом помещении вы в своём воображении можете представить себе, что вы берёте снег и лепите снежок или срываете сосульку и держите в руке... рука замерзает... немеет... теряет чувствительность... в руке реально возникает ощущение холода. А если представить себе, что вы опустили руку в горячую воду, или держитесь за горячую батарею, или лежите на жарком солнце — кровеносные сосуды расширятся, появится ощущение тепла.

Общеизвестен эксперимент с лимоном: если мысленно представить себе спелый лимон... и острым ножом отрезать от него ломтик... истекающий соком... и положить в рот... и жевать... совершенно верно, выделяется слюна. Идея, образ, представление автоматически, помимо сознательного контроля, реализуются в ощущении. Это — идеосенсорный феномен.

Если вспомнить или просто вообразить что-то плохое, что случалось в жизни, — обиду, разочарование, неудачу, — настроение испортится. Возникнет негативная эмоция. Если же вспомнить или представить что-то хорошее — достижение, радость, успех, — настроение повысится, появится позитивная эмоция. Идея, образ, представление автоматически, помимо контроля сознания, реализуются в эмоции. Это — идеоэмотивный (идеоаффективный) феномен.

В зависимости от имеющихся у человека образов и представлений мысли текут в том или ином направлении. Это — идеокогнитивный феномен.

Итак, возникающие у человека образы, представления автоматически, без участия сознания, реализуются в движении, ощущении, эмоции и мысли. В совокупности идеомоторный, идеосенсорный, идеоэмотивный, идеокогнитивный феномены называются идеодинамическими феноменами, или, ещё короче, идеодинамикой, то есть динамикой самореализации представления, образа.

Это и есть предпосылка, основа гипноза.

Дело в том, что у всех людей есть часть психической жизни, которая не осознаётся, — то, что называют «бессознательным». У сознания и бессознательного разные языки. Язык сознания — логика, рассуждение, рациональность. Язык бессознательного — образы, символы. Оно пытается говорить с нами на этом языке ночью: мы видим сны. Эти сны что-то значат, это послание от нашего внутреннего разума, от нашего бессознательного, в них содержится что-то важное для нас. И мы пытаемся их разгадывать — иногда более, иногда менее успешно.

Мы тоже разговариваем с бессознательным на его языке. Те образы, картины, представления, которые возникают у нас в голове, во многом определяют всю нашу жизнь. Дело можно представить так, словно у человека внутри имеется автопилот или мощный компьютер. Те образы, которые возникают, — это курс для автопилота, программа для внутреннего компьютера. Если человек всё время думает о том, какой он бедный, несчастный и больной, автопилот как бы смотрит: «Что там просит хозяин? Бедность, несчастья, болезнь. Курс зюйд-зюйд-вест. Поехали». И приведёт — безошибочно. Если же представлять себе счастье, успех, удачу — курс будет другой. И результат будет другой. (Я понимаю, что это как раз первоисточник, а не десятая копия, но идея реально заебала. Радует, что автор про здоровье так самоуверенно не пишет — H.B.)

Итак, образ — это основа регуляции внутренних состояний. Человек «программирует» сам себя посредством тех образов, которые он создаёт. (Неправда. 1) Желающих попрограммировать — вагон, и не всегда в силу возраста или других причин человек в состоянии им противостоять 2) Помимо образов есть физическая реальность — H.B.)

Психологическим механизмом такого «самопрограммирования» являются идеодинамические механизмы: образ стремится к самореализации в действии, ощущении, эмоции и в мысли. Реально, в жизни, это проявляется через кажущиеся случайности.
— Где-то ты случайно повернёшь направо, а не налево,
— случайно встретишь нужного человека,
— случайно попадёшь на важный семинар,
— случайно прочитаешь нужную книгу... (А вот это очень интересно. Как правило, все скептики (я сам иной раз так делаю) всегда говорят именно эту фразу "Это случайность" и "Это самовнушение".

Интересно также поведение людей, которые целенаправленно идут на поиск "случайностей" — поступают в какие-то учебные заведения не ради знаний, а ради "среды".

Кроме того, есть совсем свежий такой рассказ: http://transurfer.livejournal.com/229626.html. Коротко: у человека классический ОКС (OCD) на почве ручек в течение 20 лет. А потом она ЕЁ нашла. СЛУЧАЙНО. "В магазин зашла даже без мысли о ручках, и вообще это был магазин для путешествующих (сумки, зонты, чемоданы). Кстати, написала это и поняла: это случилось, когда я стала ходить на терапию. Так совпало, что путь до офиса тер проходил как раз по той улице, где был магазин. Сам магазин там внезапно открылся, а потом, пару лет назад, также внезапно сгинул".

Так вот у меня вопрос: КАК подсознание могло знать про то, что там продаются эти ручки? — H.B.)


Обычно человек не осознаёт, не понимает того, что он сам программирует, определяет свою жизнь посредством тех образов, которые создаёт. Можно ли это делать целенаправленно — использовать идеодинамические механизмы для улучшения качества своей жизни — и что для этого нужно?

Важным условием хорошего срабатывания идеодинамических механизмов является расслабление. Когда держишь в руке нитку с грузиком, руку надо расслабить — тогда движения грузика видны более отчётливо.

Есть ещё одно условие, которое помогает оптимизировать работу идеодинамических механизмов. Принято считать, что за работу сознания отвечает левое полушарие головного мозга, а за работу бессознательного — правое. Конечно, человеческий мозг устроен намного сложнее, но в любом случае известно, что левое полушарие отвечает за последовательные, логические, рациональные процессы, а правое — более целостное, синтетическое, творческое. Когда активность левого полушария несколько понижается, а активность правого — повышается, мы получаем промежуточное состояние, которые можно назвать изменённым состоянием сознания, а можно назвать и трансовым состоянием — трансом, или гипнотическим состоянием. Сознание при этом не «отключается»; работают оба — и сознание, и бессознательное.

Это состояние интересно тем, что в нём многократно усиливается работа идеодинамических механизмов. Именно поэтому мы и занимаемся гипнозом. В гипнозе нет ничего ни магического, ни мистического. Всё, что можно делать в гипнозе, можно делать и без гипноза. Но в гипнозе получается мощнее и быстрее. Это — трансформатор, он усиливает воздействие идеодинамических механизмов.

Или можно сказать иначе: гипноз позволяет усилить воздействие духа на тело. Или: усиливает работу бессознательных механизмов. Это одно и то же, только сказанное немного по-другому.



1.2. Основные понятия


Определение гипноза

Имеется много определений гипноза. Мы приведём определение Жана Годена — нашего первого учителя. Жан Годен определяет гипноз следующим образом.

Гипноз — это такой особый тип психического функционирования, при котором человек, благодаря воздействию другого человека, забывает о внешнем мире, сохраняя при этом связь с оператором, и который позволяет осуществлять психическое переструктурирование.

В этом определении есть два момента, на которых следует остановиться.

Первое — термин «оператор». В эриксоновском гипнозе не любят употреблять слово «гипнотизёр», так как оно вызывает много нежелательных ассоциаций. Но и слово «оператор» в русском языке имеет определённые ассоциации: «оператор атомной электростанции», например. Поэтому мы обычно говорим «гипнотерапевт» или просто «терапевт».

Второе — психическое переструктурирование.

В гипнозе временно снижается критический контроль и — что очень важно — временно снимаются ограничения сознания. Сознание — логично, у него есть ограничения. У человека есть определённое представление о себе, он знает: «Досюда — могу, отсюда — не могу».

В гипнозе этих ограничений нет; здесь возможно то, что сознанию кажется невозможным и нелогичным. Это похоже на то, словно открываешь скобку в своем психическом функционировании, и внутри этой скобки могут осуществиться позитивные изменения. А затем скобка закрывается (человек выходит из транса), а изменения сохраняются и продолжают действовать. При этом действуют они как бы сами по себе, и это очень удобно и практично.

Различия между традиционным и эриксоновским гипнозом (1 по Ш. Жуслену. Модифицировано.)

Традиционный гипноз Эриксоновский гипноз
Авторитарный подход Пермиссивный подход
Прямые внушения Косвенные внушения
Особое состояние, в которое погружаются под влиянием гипнотизёра Особый тип психического функционирования, в который вступают в диалоге
Наведение — это «ключ» ко входу в иное состояние; этот ключ находится в руках гипнотизёра Человек принимает определённую установку, из которой вытекает всё его поведение
Культивируется подчинение Культивируется высвобождение
Что-то вкладывается человеку в голову Что-то «извлекается» из головы
Гипнотизёр думает, что имеет власть, то есть имеет такую установку, которую стремится передать клиенту Терапевт стремится создать у человека установку «Я помогу тебе обрести власть над самим собой»



Правильнее было бы говорить не о двух гипнозах, а о двух подходах к гипнозу, которые существенно различаются между собой.

Для традиционного гипноза характерен авторитарный подход. Эриксоновский подход к гипнозу — пермиссивный, то есть разрешающий (permission — разрешение).
В традиционном гипнозе гипнотизёр всячески старается создать имидж властной, авторитарной фигуры со знаменитым «гипнотическим взглядом». В эриксоновском гипнозе всячески подчёркиваются отношения равенства, партнерства, сотрудничества. Клиенту в сеансе эриксоновского гипноза обеспечивается максимум свободы — ему «разрешается» практически всё.

В традиционном гипнозе используются прямые внушения. В эриксоновском — по большей части косвенные.

В традиционном гипнозе считается, что гипноз — это особое состояние, в которое «погружаются» под влиянием гипнотизёра. В эриксоновском считается, что это особый тип психического функционирования, в который вступают в диалоге. Прекрасный французский мастер Жак Келе метафорически выразил это следующим образом: в традиционном гипнозе человек находится «под гипнозом», в эриксоновском — «в гипнозе».

В традиционном гипнозе считается, что наведение транса — это ключ к входу в иное состояние; этот ключ находится в руках гипнотизёра. В эриксоновском считается, что человек принимает определённую установку и из этой установки вытекает всё его поведение.

В традиционном гипнозе культивируется подчинение. Традиционный гипнотизёр скажет: «Вы слышите только мой голос». В эриксоновском гипнозе культивируется высвобождение. Эриксоновский гипнотерапевт скажет: «Вам нет необходимости слушать то, что я говорю».

В традиционном гипнозе пытаются что-то вложить человеку в голову — внушения. В эриксоновском гипнозе пытаются что-то извлечь из этой головы — ресурсы.

И последнее. В традиционном гипнозе гипнотизёр думает, что имеет власть, то есть сам имеет такую установку, которую стремится передать клиенту. В эриксоновском гипнозе мы стремимся создать установку «Я помогу тебе обрести власть над самим собой».

Установка

При обсуждении различий между традиционным и эриксоновским гипнозом дважды было использовано понятие «установка».

Установка — это внутреннее отношение человека к чему-то. Установка очень важна. Можно сказать, что гипноз — это такая игра, в которую играют два или несколько человек. Эта игра разворачивается по определённым правилам, а правила задаются установками. Рассмотрим несколько примеров того, как работает установка.


Шаман первобытного племени уверен, что он обладает властью над душами своих соплеменников, то есть он имеет такую установку. Но и соплеменники верят, что он имеет власть над их душами, то есть тоже имеют соответствующую установку. На встрече этих двух установок всё и происходит: шаман внушает соплеменнику, что тот выдра, и человек ныряет в озеро и возвращается с рыбой в зубах.


В XVII столетии во Франции жил знаменитый врач — Амбруаз Паре. Это был великий врач и великий диагност. Было известно, что если Амбруаз Паре поставил человеку диагноз, то он его вылечит. И вот в одной парижской больнице умирал молодой человек. Он умирал от неизвестной болезни, никто не мог поставить ему диагноз. Его лечащие врачи сказали ему: «У тебя есть один-единственный шанс. Очень маленький, но есть. Завтра у нас в больнице будет с обходом великий Амбруаз Паре. Если ты доживёшь, если он тебя осмотрит и если он тебе поставит диагноз, — вот тогда ты спасён». Молодой человек собирает волю в кулак, доживает до рассвета, до обхода — и вот торжественный момент: в палату входит великий Амбруаз Паре со свитой. Амбруаз Паре тщательно осматривает больного и произносит свой диагноз. Здесь надо сказать, что языком образованных людей — врачей в том числе — была латынь, а простой французский народ её не понимал. Итак, Амбруаз Паре осматривает больного и произносит только одно слово: «muribondus» — «при смерти». Вся процессия выходит из палаты, и, начиная с этого момента, молодой человек резко идёт на поправку и выздоравливает — потому что великий Амбруаз Паре поставил ему диагноз. Сработала установка (2 По П. Ваплавику).

Итак, «правила игры» определяются установками её участников. Поэтому очень важно, какие установки терапевт создаёт у своих клиентов, то есть как он объясняет им что такое гипноз. Самому же терапевту необходимо формировать у себя установку на сотрудничество и поддержку.


Транс

Некоторые авторы различают транс и гипноз: транс рассматривается как состояние, а гипноз — как процесс, помогающий войти в это состояние. Можно придерживаться этого различия, на практической работе это никак не отражается. Мы будем использовать термины «транс» и «гипноз» как синонимы.

Чем отличается транс от так называемого обычного состояния сознания? Он отличается тем, куда направлено внимание. Транс — это внутренний фокус внимания. Внимание похоже на луч прожектора.

Внимание, направленное наружу, на внешний мир — это то, что принято называть обычным состоянием сознания. Если этот луч развернуть и направить вовнутрь, то мы получим состояние, которое мы называем «транс». На что вовнутрь? На что угодно: на образы, воспоминания, ощущения, грёзы, фантазии — неважно.

«Навести транс» — это значит помочь человеку развернуть своё внимание внутрь себя самого. Поэтому самое простое наведение транса — это предложить что-нибудь вспомнить или представить. Для того, чтобы что-то вспомнить или что-то представить, человек погружается в самого себя и в какой-то мере перестаёт обращать внимание на окружающее.

Итак, транс — это внимание, обращённое вовнутрь. А для того, чтобы внимание обратить вовнутрь, его сначала надо на чём-то зафиксировать. Неважно, на чём, — на чём угодно.

Традиционный гипнотизёр фиксирует внимание на каком-нибудь предмете. Он может предложить смотреть на «магический» кристалл. На точку на ковре, на свой палец, себе в глаза. До сих пор бытует представление о том, что гипнотизёр должен обладать неким особым «магнетическим» взглядом. На самом же деле особенности взгляда гипнотизёра не имеют к трансу субъекта никакого отношения. Фактически субъект сам вводит себя в транс; терапевт лишь подсказывает ему, как это сделать грамотно. Терапевт выступает в роли «инструктора».

Внимание можно фиксировать в любой модальности, об этом — далее.

Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/276179.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/275857.html#cont
Tags: Книги, Психосоматика
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments