Healthy_back (healthy_back) wrote,
Healthy_back
healthy_back

Эриксоновский гипноз. М. Р. Гинзбург, Е. Л. Яковлева

Для тех, кто не в курсе: эриксоновский гипноз — это один из родителей НЛП (http://en.wikipedia.org/wiki/Milton_model). А именно на базе НЛП основаны все современные "тренинги личностного роста и саморазвития".

Спасибо за наводку именно на Гинзбурга burchakov

Если кому-то проще смотреть видео — есть курс на торренте. Но там плохое качество записи звука, куски записи просто вырезаны — в принципе, понятно, что 10 или сколько там дней занятий никто ни записывать, ни выкладывать, ни, главное, смотреть не будет.

Книга изумительно легко читается

UPD: Вообще, по прочтении я пришёл к выводу, что эриксоновский гипноз — лучшее, что может предложить психология. Там есть абсолютно всё. Проблема, как обычно, одна — найти хорошего специалиста.

РОССИЙСКАЯ Академия образования. Московский психолого-социальный институт
М. Р. Гинзбург, Е. Л. Яковлева

ЭРИКСОНОВСКИЙ ГИПНОЗ:
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС



Рекомендовано Редакционно-издателъским советом Российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия.

Эта книга создана на основе систематического курса эриксоновского гипноза, проводимого авторами на протяжении многих лет. Она адресована в первую очередь практикам — психологам, психотерапевтам, консультантам и всем тем, кто оказывает помощь и поддержку другим людям и хочет сделать свои техники ещё более гибкими и эффективными. Эриксоновский гипноз не заставляет ни от чего отказываться; несмотря на то, что он представляет собой самостоятельное направление, он прекрасно сочетается со всеми остальными техниками, дополняя и усиливая их.

Книга не предназначена для самостоятельного изучения эриксоновского гипноза и не заменяет прохождения систематического цикла под руководством опытного тренера; она позволяет лучше усвоить и закрепить его материал. Книга будет полезна всем практикующим психологам и психотерапевтам, а также всем тем, кто хотел бы составить себе адекватное представление об эриксоновском гипнозе.


Содержание


Часть I. Базовые принципы, понятия и техники
Глава 1. Природа гипноза

1.1. Предпосылки http://healthy-back.livejournal.com/275857.html#prerequisites
1.2. Основные понятия http://healthy-back.livejournal.com/275857.html#concepts
1.3. Основные принципы http://healthy-back.livejournal.com/276179.html#principles
1.4. О Милтоне Эриксоне http://healthy-back.livejournal.com/276367.html#Erickson
1.5. Микродинамика транса http://healthy-back.livejournal.com/276367.html#microdynamics

Глава 2. Базовые техники
2.1. Неопределённые слова http://healthy-back.livejournal.com/276556.html
2.2. Сопровождение в приятном воспоминании http://healthy-back.livejournal.com/276556.html#afterglow
2.3. Ратификация минимальных признаков транса http://healthy-back.livejournal.com/276556.html#ratification
2.4. Диссоциация http://healthy-back.livejournal.com/276556.html#dissociation
2.5. Релятивизация http://healthy-back.livejournal.com/276556.html#relativization
2.6. Пальцевый идеомоторный сигналинг http://healthy-back.livejournal.com/276950.html
2.7. Гармонизация с клиентом http://healthy-back.livejournal.com/276950.html#harmonization
2.8. Особенности использования языка в гипнозе http://healthy-back.livejournal.com/276950.html#language
2.9. Самогипноз http://healthy-back.livejournal.com/276950.html#autohypnosis

Глава 3. Наведение и углубление транса
3.1. Природа наведения http://healthy-back.livejournal.com/277430.html
3.2. Наведение фиксацией внимания http://healthy-back.livejournal.com/277430.html#attention
3.3. Наведение сопровождением http://healthy-back.livejournal.com/277430.html#accompaniment
3.4. Наведение счётом http://healthy-back.livejournal.com/277430.html#counting
3.5. Наведение расслаблением http://healthy-back.livejournal.com/277430.html#relaxation
3.6. Идеомоторные наведения http://healthy-back.livejournal.com/277430.html#ideomotor
3.7. Демистифицирующее наведение http://healthy-back.livejournal.com/277430.html#demystification
3.8. Имитация транса http://healthy-back.livejournal.com/277430.html#imitation
3.9. Натуралистическое наведение http://healthy-back.livejournal.com/277430.html#naturalistic
3.10. Углубление транса http://healthy-back.livejournal.com/277430.html#deepening
3.11. Выведение из транса http://healthy-back.livejournal.com/277430.html#gettingout
3.12. Транс терапевта http://healthy-back.livejournal.com/278318.html

Глава 4. Внушения
4.1. Природа внушений http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#suggestion
4.2. Прямые внушения http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#straight
Явное прямое внушение http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#evident
Прямое закамуфлированное внушение http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#covert
Постгипнотическое внушение http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#posthypnotic
4.3. Косвенные внушения http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#indirect
Последовательность принятия http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#sequence
Импликация http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#implication
Подразумеваемое указание http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#imply
Вопрос http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#question
Негативное парадоксальное внушение http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#negative
Двойная связка http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#double
Контекстуальное внушение http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#contextual
Составное внушение http://healthy-back.livejournal.com/278318.html#compound
Трюизм (банальность) http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#truism
Внушение отсутствием упоминания http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#absence
Внушение, связанное со временем http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#time
Аллюзия (намёк) http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#cue
Инвертированное внушение http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#inversion
Невербальное внушение http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#nonverbal
4.4. Открытые внушения http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#overt
Мобилизующее внушение http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#mobilizeing
Ограниченное открытое внушениеhttp://healthy-back.livejournal.com/278662.html#confined
Внушение, охватывающее все возможности класса http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#all

Глава 5. Метафора
5.1. Природа метафоры http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#metaphor
5.2. Источники метафор http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#source
5.3. Конструирование метафор http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#design
5.4. Метафорическое сопровождение процесса http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#accompaniment
5.5. Тематические метафоры http://healthy-back.livejournal.com/278662.html#thematic
5.6. Метафорическая сказка http://healthy-back.livejournal.com/278974.html#fairytale
5.7. Метафора раннего научения http://healthy-back.livejournal.com/278974.html#early
5.8. Метафора изменения http://healthy-back.livejournal.com/278974.html#change

Часть II. Гипнотические феномены и их терапевтическое использование

Глава 6. Наиболее употребительные феномены

6.1. Каталепсия руки. Техника выполнения http://healthy-back.livejournal.com/279269.html#catalepsy
6.2. Терапевтическое использование каталепсии руки http://healthy-back.livejournal.com/279269.html#catalepsytherapeutic
6.3. Левитация руки. Техника выполнения http://healthy-back.livejournal.com/279269.html#levitation
6.4. Терапевтическое использование левитации руки http://healthy-back.livejournal.com/279269.html#levitationtherapeutic
6.5. Субъективное искажение времени http://healthy-back.livejournal.com/279269.html#time

Глава 7. Замешательство
7.1. Природа замешательства http://healthy-back.livejournal.com/279470.html
7.2. Техники разрыва шаблона http://healthy-back.livejournal.com/279470.html#confusion
Намеренные смысловые несуразности
Нарушения синтаксиса
Торможение двигательных проявлений
Прерывание ключей доступа
Парадоксы
Наведение рукопожатием
7.3. Техники перегрузки http://healthy-back.livejournal.com/279470.html#overload
Повторение
Сенсорная перегрузка
Дезориентация во времени
Дезориентация в пространстве
Практическое использование сдвига внешней системы координат
Антонимы
Техника для работы с сопротивлением http://healthy-back.livejournal.com/279680.html
Двойное наведение
7.4. Другие возможности создания замешательства http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#opportunities
Перенос качеств с одного объекта на другой
Противоречивая инструкция
Синестезии

Глава 8. Амнезия
8.1. Роль и место амнезии в эриксоновском гипнозе http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#amnesia
8.2. Прямое внушение http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#straight
8.3. Фигура-фон http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#background
8.4. Мотивация на забывание http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#motivation
8.5. Трудность запоминания http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#difficulty
8.6. Косвенные внушения http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#indirect
8.7. Переключение внимания http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#switching
8.8. Использование образов http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#images
8.9. Диссоциация http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#dissociation
8.10. Замешательство http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#confusion
8.11. Структурированная амнезия http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#amnesia
8.12. Встроенная метафора http://healthy-back.livejournal.com/279680.html#metaphor

Глава 9. Гипноанализ http://healthy-back.livejournal.com/279907.html
9.1. Визуальная аналоговая шкала
9.2. Ключи Ле Крона http://healthy-back.livejournal.com/279907.html#keys
9.3. Визуализация http://healthy-back.livejournal.com/279907.html#visualization
9.4. Разговор с частями http://healthy-back.livejournal.com/279907.html#parts
9.5. Поход к мудрецу http://healthy-back.livejournal.com/279907.html#sage
9.6. Телевизионный экран http://healthy-back.livejournal.com/279907.html#screen
9.7. Коридор http://healthy-back.livejournal.com/279907.html#hallway
9.8. Семь комнат http://healthy-back.livejournal.com/279907.html#7rooms
9.9. Путешествие в больной орган http://healthy-back.livejournal.com/279907.html#organ
9.10. Внушённый сон http://healthy-back.livejournal.com/279907.html#dream
9.11. Соматический и аффективный мост http://healthy-back.livejournal.com/279907.html#bridge
9.12. Автоматический рисунок http://healthy-back.livejournal.com/279907.html#automatic
9.13. Автоматическое письмо http://healthy-back.livejournal.com/280066.html#automatic
9.14. «Матрёшка» http://healthy-back.livejournal.com/280066.html#doll

Глава 10. Возрастная регрессия и временная прогрессия
10.1. Континуум возрастной регрессии http://healthy-back.livejournal.com/280527.html
10.2. Стратегии использования возрастной регрессии http://healthy-back.livejournal.com/280527.html#strategy
10.3. Техники создания возрастной регрессии http://healthy-back.livejournal.com/280527.html#technics
10.4. Двухуровневая диссоциированная возрастная регрессия http://healthy-back.livejournal.com/280527.html#bimodal
10.5. Доска почёта http://healthy-back.livejournal.com/280527.html#honor
10.6. Временная прогрессия http://healthy-back.livejournal.com/280527.html#time
10.7. Стратегии использования временной прогрессии http://healthy-back.livejournal.com/280527.html#strategy
10.8. Техники создания возрастной прогрессии http://healthy-back.livejournal.com/280527.html#progression

Глава 11. «Связанная с состоянием теория психофизиологического (духовно-телесного) исцеления и терапевтического гипноза» Эрнеста Росси
11.1. Связанные с состоянием память, научение и поведение http://healthy-back.livejournal.com/280620.html
11.2. Базовый вопрос доступа http://healthy-back.livejournal.com/280620.html#access
11.3. Трёхшаговые терапевтические стратегии http://healthy-back.livejournal.com/280620.html#three

Приложение. Использование восточных техник в эриксоновском гипнозе
Буддистская Медитация покоя http://healthy-back.livejournal.com/280620.html#meditation
«Большое дерево» китайского цигун http://healthy-back.livejournal.com/280620.html#qigong

Литература http://healthy-back.livejournal.com/280620.html#literature

Часть I
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ, ПОНЯТИЯ И ТЕХНИКИ


Глава 1
Природа гипноза


1.1. Предпосылки


Эта книга — практическое пособие. Мы не ставим своей целью обсуждение теоретических проблем гипноза или многочисленных экспериментальных исследований в области гипноза. Поэтому в этой главе мы рассмотрим те предпосылки, понимание которых необходимо для практического использования гипноза, и тот круг понятий, которыми мы будем оперировать в дальнейшем тексте, не претендуя на их научную строгость.

Этот курс — курс терапевтического гипноза, то есть гипноза как средства оказания помощи и психологической поддержки. Книга адресована в первую очередь практикам — тем, кто оказывает помощь другим людям, консультирует, тренирует, обучает. Мы надеемся, что описанные в этой книге техники и подходы помогут сделать этот процесс более продуктивным и более приятным для обоих — и для консультанта, и для клиента.

Работа психолога, консультанта, психотерапевта по сути своей парадоксальна. Когда человек приходит к психотерапевту за помощью, он приходит потому, что у него в жизни есть трудности. Это объективные трудности — с мужем, с женой, с ребенком, с деньгами, с начальством, с учёбой, с жильём, с работой и т. д. Все эти трудности находятся во внешнем мире. Но терапевт не может воздействовать на мужа, жену, ребенка, начальника, не может предоставить клиенту жильё, работу или место учёбы.

У этих двух людей — терапевта и клиента — есть единственный общий предмет для работы — внутреннее состояние клиента (термин «состояние» мы употребляем здесь в широком смысле, включая в него эмоциональные состояния, установки, отношение к себе и к миру и т. д.).

Психолог — это профессионал работы с внутренними состояниями. Он работает с внутренним состоянием и пытается помочь осуществить в нём некоторое изменение. И когда это получается, происходит «чудо»: проблема разрешается как бы сама собой. Кстати, человек не всегда связывает одно с другим. «Ходил к психологу, тратил время, тратил деньги, а проблема сама рассосалась. Зачем ходил — неизвестно». Понимание того, что если бы не ходил и не тратил, она бы не «рассосалась», к некоторым приходит сразу, к некоторым — с запозданием, а к некоторым вообще никогда не приходит.

Как и за счёт чего возможно изменять, регулировать внутренние состояния? В этом нужно разобраться, потому что это — та основа, на которой базируется терапевтический гипноз.

Идеодинамические механизмы

Есть такой вид гадания — подвесить на нитке кольцо (или другой грузик) и задавать вопросы. Если маятник начинает раскачиваться вперёд-назад, это ответ «да». Если же он раскачивается влево-вправо, это ответ «нет».

Кто же отвечает на вопросы? Кто раскачивает маятник?

Долгое время считалось, что это действительно магический маятник и что мы имеем дело с духами или с высшими силами — это они раскачивают маятник.

В 1854 году французский исследователь Шеврёй опубликовал работу, которая называлась «О волшебной палочке, вопрошающем маятнике и вертящихся столах», в которой объяснил этот феномен. С тех пор магический маятник стал называться маятником Шеврёя.

Шеврёй объяснил, что в основе лежат так называемые идеомоторные движения. «Идея», образ — в голове; моторика, движение — в руке. Таким образом, образ сам, автоматически, помимо сознания, помимо сознательного контроля реализуется в движении. Это — идеомоторный феномен. Обращаясь с вопросами к маятнику, человек получает ответ не от потусторонних сил и не от духов, а от собственного бессознательного, то есть он обращается к собственному неосознанному опыту.

Каждый может поэкспериментировать с идеомоторным феноменом. Надо взять нитку с грузиком, взять её двумя пальцами, вытянуть руку, расслабить её (лучше делать это с закрытыми глазами, но нет необходимости держать иx закрытыми) и создать мысленный образ — представить себе, как грузик раскачивается в одном из направлений: вперёд-назад, или вправо-влево, или по часовой стрелке, или против часовой... очень быстро грузик реально начнёт раскачиваться.

Находясь в тёплом помещении вы в своём воображении можете представить себе, что вы берёте снег и лепите снежок или срываете сосульку и держите в руке... рука замерзает... немеет... теряет чувствительность... в руке реально возникает ощущение холода. А если представить себе, что вы опустили руку в горячую воду, или держитесь за горячую батарею, или лежите на жарком солнце — кровеносные сосуды расширятся, появится ощущение тепла.

Общеизвестен эксперимент с лимоном: если мысленно представить себе спелый лимон... и острым ножом отрезать от него ломтик... истекающий соком... и положить в рот... и жевать... совершенно верно, выделяется слюна. Идея, образ, представление автоматически, помимо сознательного контроля, реализуются в ощущении. Это — идеосенсорный феномен.

Если вспомнить или просто вообразить что-то плохое, что случалось в жизни, — обиду, разочарование, неудачу, — настроение испортится. Возникнет негативная эмоция. Если же вспомнить или представить что-то хорошее — достижение, радость, успех, — настроение повысится, появится позитивная эмоция. Идея, образ, представление автоматически, помимо контроля сознания, реализуются в эмоции. Это — идеоэмотивный (идеоаффективный) феномен.

В зависимости от имеющихся у человека образов и представлений мысли текут в том или ином направлении. Это — идеокогнитивный феномен.

Итак, возникающие у человека образы, представления автоматически, без участия сознания, реализуются в движении, ощущении, эмоции и мысли. В совокупности идеомоторный, идеосенсорный, идеоэмотивный, идеокогнитивный феномены называются идеодинамическими феноменами, или, ещё короче, идеодинамикой, то есть динамикой самореализации представления, образа.

Это и есть предпосылка, основа гипноза.

Дело в том, что у всех людей есть часть психической жизни, которая не осознаётся, — то, что называют «бессознательным». У сознания и бессознательного разные языки. Язык сознания — логика, рассуждение, рациональность. Язык бессознательного — образы, символы. Оно пытается говорить с нами на этом языке ночью: мы видим сны. Эти сны что-то значат, это послание от нашего внутреннего разума, от нашего бессознательного, в них содержится что-то важное для нас. И мы пытаемся их разгадывать — иногда более, иногда менее успешно.

Мы тоже разговариваем с бессознательным на его языке. Те образы, картины, представления, которые возникают у нас в голове, во многом определяют всю нашу жизнь. Дело можно представить так, словно у человека внутри имеется автопилот или мощный компьютер. Те образы, которые возникают, — это курс для автопилота, программа для внутреннего компьютера. Если человек всё время думает о том, какой он бедный, несчастный и больной, автопилот как бы смотрит: «Что там просит хозяин? Бедность, несчастья, болезнь. Курс зюйд-зюйд-вест. Поехали». И приведёт — безошибочно. Если же представлять себе счастье, успех, удачу — курс будет другой. И результат будет другой. (Я понимаю, что это как раз первоисточник, а не десятая копия, но идея реально заебала. Радует, что автор про здоровье так самоуверенно не пишет — H.B.)

Итак, образ — это основа регуляции внутренних состояний. Человек «программирует» сам себя посредством тех образов, которые он создаёт. (Неправда. 1) Желающих попрограммировать — вагон, и не всегда в силу возраста или других причин человек в состоянии им противостоять 2) Помимо образов есть физическая реальность — H.B.)

Психологическим механизмом такого «самопрограммирования» являются идеодинамические механизмы: образ стремится к самореализации в действии, ощущении, эмоции и в мысли. Реально, в жизни, это проявляется через кажущиеся случайности.
— Где-то ты случайно повернёшь направо, а не налево,
— случайно встретишь нужного человека,
— случайно попадёшь на важный семинар,
— случайно прочитаешь нужную книгу... (А вот это очень интересно. Как правило, все скептики (я сам иной раз так делаю) всегда говорят именно эту фразу "Это случайность" и "Это самовнушение".

Интересно также поведение людей, которые целенаправленно идут на поиск "случайностей" — поступают в какие-то учебные заведения не ради знаний, а ради "среды".

Кроме того, есть совсем свежий такой рассказ: http://transurfer.livejournal.com/229626.html. Коротко: у человека классический ОКС (OCD) на почве ручек в течение 20 лет. А потом она ЕЁ нашла. СЛУЧАЙНО. "В магазин зашла даже без мысли о ручках, и вообще это был магазин для путешествующих (сумки, зонты, чемоданы). Кстати, написала это и поняла: это случилось, когда я стала ходить на терапию. Так совпало, что путь до офиса тер проходил как раз по той улице, где был магазин. Сам магазин там внезапно открылся, а потом, пару лет назад, также внезапно сгинул".

Так вот у меня вопрос: КАК подсознание могло знать про то, что там продаются эти ручки? — H.B.)


Обычно человек не осознаёт, не понимает того, что он сам программирует, определяет свою жизнь посредством тех образов, которые создаёт. Можно ли это делать целенаправленно — использовать идеодинамические механизмы для улучшения качества своей жизни — и что для этого нужно?

Важным условием хорошего срабатывания идеодинамических механизмов является расслабление. Когда держишь в руке нитку с грузиком, руку надо расслабить — тогда движения грузика видны более отчётливо.

Есть ещё одно условие, которое помогает оптимизировать работу идеодинамических механизмов. Принято считать, что за работу сознания отвечает левое полушарие головного мозга, а за работу бессознательного — правое. Конечно, человеческий мозг устроен намного сложнее, но в любом случае известно, что левое полушарие отвечает за последовательные, логические, рациональные процессы, а правое — более целостное, синтетическое, творческое. Когда активность левого полушария несколько понижается, а активность правого — повышается, мы получаем промежуточное состояние, которые можно назвать изменённым состоянием сознания, а можно назвать и трансовым состоянием — трансом, или гипнотическим состоянием. Сознание при этом не «отключается»; работают оба — и сознание, и бессознательное.

Это состояние интересно тем, что в нём многократно усиливается работа идеодинамических механизмов. Именно поэтому мы и занимаемся гипнозом. В гипнозе нет ничего ни магического, ни мистического. Всё, что можно делать в гипнозе, можно делать и без гипноза. Но в гипнозе получается мощнее и быстрее. Это — трансформатор, он усиливает воздействие идеодинамических механизмов.

Или можно сказать иначе: гипноз позволяет усилить воздействие духа на тело. Или: усиливает работу бессознательных механизмов. Это одно и то же, только сказанное немного по-другому.



1.2. Основные понятия


Определение гипноза

Имеется много определений гипноза. Мы приведём определение Жана Годена — нашего первого учителя. Жан Годен определяет гипноз следующим образом.

Гипноз — это такой особый тип психического функционирования, при котором человек, благодаря воздействию другого человека, забывает о внешнем мире, сохраняя при этом связь с оператором, и который позволяет осуществлять психическое переструктурирование.

В этом определении есть два момента, на которых следует остановиться.

Первое — термин «оператор». В эриксоновском гипнозе не любят употреблять слово «гипнотизёр», так как оно вызывает много нежелательных ассоциаций. Но и слово «оператор» в русском языке имеет определённые ассоциации: «оператор атомной электростанции», например. Поэтому мы обычно говорим «гипнотерапевт» или просто «терапевт».

Второе — психическое переструктурирование.

В гипнозе временно снижается критический контроль и — что очень важно — временно снимаются ограничения сознания. Сознание — логично, у него есть ограничения. У человека есть определённое представление о себе, он знает: «Досюда — могу, отсюда — не могу».

В гипнозе этих ограничений нет; здесь возможно то, что сознанию кажется невозможным и нелогичным. Это похоже на то, словно открываешь скобку в своем психическом функционировании, и внутри этой скобки могут осуществиться позитивные изменения. А затем скобка закрывается (человек выходит из транса), а изменения сохраняются и продолжают действовать. При этом действуют они как бы сами по себе, и это очень удобно и практично.

Различия между традиционным и эриксоновским гипнозом (1 по Ш. Жуслену. Модифицировано.)

Традиционный гипноз Эриксоновский гипноз
Авторитарный подход Пермиссивный подход
Прямые внушения Косвенные внушения
Особое состояние, в которое погружаются под влиянием гипнотизёра Особый тип психического функционирования, в который вступают в диалоге
Наведение — это «ключ» ко входу в иное состояние; этот ключ находится в руках гипнотизёра Человек принимает определённую установку, из которой вытекает всё его поведение
Культивируется подчинение Культивируется высвобождение
Что-то вкладывается человеку в голову Что-то «извлекается» из головы
Гипнотизёр думает, что имеет власть, то есть имеет такую установку, которую стремится передать клиенту Терапевт стремится создать у человека установку «Я помогу тебе обрести власть над самим собой»



Правильнее было бы говорить не о двух гипнозах, а о двух подходах к гипнозу, которые существенно различаются между собой.

Для традиционного гипноза характерен авторитарный подход. Эриксоновский подход к гипнозу — пермиссивный, то есть разрешающий (permission — разрешение).
В традиционном гипнозе гипнотизёр всячески старается создать имидж властной, авторитарной фигуры со знаменитым «гипнотическим взглядом». В эриксоновском гипнозе всячески подчёркиваются отношения равенства, партнерства, сотрудничества. Клиенту в сеансе эриксоновского гипноза обеспечивается максимум свободы — ему «разрешается» практически всё.

В традиционном гипнозе используются прямые внушения. В эриксоновском — по большей части косвенные.

В традиционном гипнозе считается, что гипноз — это особое состояние, в которое «погружаются» под влиянием гипнотизёра. В эриксоновском считается, что это особый тип психического функционирования, в который вступают в диалоге. Прекрасный французский мастер Жак Келе метафорически выразил это следующим образом: в традиционном гипнозе человек находится «под гипнозом», в эриксоновском — «в гипнозе».

В традиционном гипнозе считается, что наведение транса — это ключ к входу в иное состояние; этот ключ находится в руках гипнотизёра. В эриксоновском считается, что человек принимает определённую установку и из этой установки вытекает всё его поведение.

В традиционном гипнозе культивируется подчинение. Традиционный гипнотизёр скажет: «Вы слышите только мой голос». В эриксоновском гипнозе культивируется высвобождение. Эриксоновский гипнотерапевт скажет: «Вам нет необходимости слушать то, что я говорю».

В традиционном гипнозе пытаются что-то вложить человеку в голову — внушения. В эриксоновском гипнозе пытаются что-то извлечь из этой головы — ресурсы.

И последнее. В традиционном гипнозе гипнотизёр думает, что имеет власть, то есть сам имеет такую установку, которую стремится передать клиенту. В эриксоновском гипнозе мы стремимся создать установку «Я помогу тебе обрести власть над самим собой».

Установка

При обсуждении различий между традиционным и эриксоновским гипнозом дважды было использовано понятие «установка».

Установка — это внутреннее отношение человека к чему-то. Установка очень важна. Можно сказать, что гипноз — это такая игра, в которую играют два или несколько человек. Эта игра разворачивается по определённым правилам, а правила задаются установками. Рассмотрим несколько примеров того, как работает установка.


Шаман первобытного племени уверен, что он обладает властью над душами своих соплеменников, то есть он имеет такую установку. Но и соплеменники верят, что он имеет власть над их душами, то есть тоже имеют соответствующую установку. На встрече этих двух установок всё и происходит: шаман внушает соплеменнику, что тот выдра, и человек ныряет в озеро и возвращается с рыбой в зубах.


В XVII столетии во Франции жил знаменитый врач — Амбруаз Паре. Это был великий врач и великий диагност. Было известно, что если Амбруаз Паре поставил человеку диагноз, то он его вылечит. И вот в одной парижской больнице умирал молодой человек. Он умирал от неизвестной болезни, никто не мог поставить ему диагноз. Его лечащие врачи сказали ему: «У тебя есть один-единственный шанс. Очень маленький, но есть. Завтра у нас в больнице будет с обходом великий Амбруаз Паре. Если ты доживёшь, если он тебя осмотрит и если он тебе поставит диагноз, — вот тогда ты спасён». Молодой человек собирает волю в кулак, доживает до рассвета, до обхода — и вот торжественный момент: в палату входит великий Амбруаз Паре со свитой. Амбруаз Паре тщательно осматривает больного и произносит свой диагноз. Здесь надо сказать, что языком образованных людей — врачей в том числе — была латынь, а простой французский народ её не понимал. Итак, Амбруаз Паре осматривает больного и произносит только одно слово: «muribondus» — «при смерти». Вся процессия выходит из палаты, и, начиная с этого момента, молодой человек резко идёт на поправку и выздоравливает — потому что великий Амбруаз Паре поставил ему диагноз. Сработала установка (2 По П. Ваплавику).

Итак, «правила игры» определяются установками её участников. Поэтому очень важно, какие установки терапевт создаёт у своих клиентов, то есть как он объясняет им что такое гипноз. Самому же терапевту необходимо формировать у себя установку на сотрудничество и поддержку.


Транс

Некоторые авторы различают транс и гипноз: транс рассматривается как состояние, а гипноз — как процесс, помогающий войти в это состояние. Можно придерживаться этого различия, на практической работе это никак не отражается. Мы будем использовать термины «транс» и «гипноз» как синонимы.

Чем отличается транс от так называемого обычного состояния сознания? Он отличается тем, куда направлено внимание. Транс — это внутренний фокус внимания. Внимание похоже на луч прожектора.

Внимание, направленное наружу, на внешний мир — это то, что принято называть обычным состоянием сознания. Если этот луч развернуть и направить вовнутрь, то мы получим состояние, которое мы называем «транс». На что вовнутрь? На что угодно: на образы, воспоминания, ощущения, грёзы, фантазии — неважно.

«Навести транс» — это значит помочь человеку развернуть своё внимание внутрь себя самого. Поэтому самое простое наведение транса — это предложить что-нибудь вспомнить или представить. Для того, чтобы что-то вспомнить или что-то представить, человек погружается в самого себя и в какой-то мере перестаёт обращать внимание на окружающее.

Итак, транс — это внимание, обращённое вовнутрь. А для того, чтобы внимание обратить вовнутрь, его сначала надо на чём-то зафиксировать. Неважно, на чём, — на чём угодно.

Традиционный гипнотизёр фиксирует внимание на каком-нибудь предмете. Он может предложить смотреть на «магический» кристалл. На точку на ковре, на свой палец, себе в глаза. До сих пор бытует представление о том, что гипнотизёр должен обладать неким особым «магнетическим» взглядом. На самом же деле особенности взгляда гипнотизёра не имеют к трансу субъекта никакого отношения. Фактически субъект сам вводит себя в транс; терапевт лишь подсказывает ему, как это сделать грамотно. Терапевт выступает в роли «инструктора».

Внимание можно фиксировать в любой модальности, об этом — далее.

Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/276179.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/275857.html#cont
Tags: Книги, Психосоматика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments