Healthy_back (healthy_back) wrote,
Healthy_back
healthy_back

А. Шутценбергер. Синдром предков. Содержание

Я попробую что-нибудь выцедить по поводу психосоматики и наследственности.

Анн Анселин Шутценбергер
Синдром предков

Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы


Все мы являемся звеньями в цепи поколений, и порой нам приходится, к собственному удивлению, «оплачивать долги» прошлого наших предков. Эта своеобразная «невидимая преданность семье» подталкивает нас к неосознанному повторению приятных ситуаций или печальных событий. Мы менее свободны, чем полагаем, но у нас есть возможность отвоевать свою свободу и избежать роковых повторений в нашей семейной истории, поняв сложные хитросплетения в собственной семье.

Эта книга во Франции выдержала 15 изданий. Она является результатом -двадцатилетней научной деятельности и клинической практики Анн Анселин Шутценбергер. Случаи, которые она приводит, по драматизму, «эмоциональному градусу» и таинственности превосходят самые смелые фантазии авторов готических романов. Иногда они шокируют, иногда пронзают острой болью и всегда напоминают о том, что каждый из нас является частью общей для всех истории и даже самые отдаленные события гораздо ближе к отдельному человеку, чем можно себе представить.

Исследовательский и терапевтический аспект книги представляет обоснования тех явлений, с которыми автор работает с помощью своего метода — трансгенерационной психогенеалогической контекстуальной терапии. Один из основных его «инструментов» — геносоциограммы — позволяет распутать сложный клубок семейных историй, выявить связи между поколениями и прервать цепь бессознательных повторений, чтобы человек мог осознать собственное предназначение и использовать свой шанс в жизни.

Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/294948.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/294689.html#cont

ОГЛАВЛЕНИЕ


Резюме: http://healthy-back.livejournal.com/299765.html

ЖИВУЩЕЕ ПРОШЛОЕ. ПОПУГАЙ ДЕДУШКИ http://healthy-back.livejournal.com/294689.html#parrot

ОТ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО К ГЕНОСОЦИОГРАММЕ http://healthy-back.livejournal.com/294689.html#unconscious
Уже Фрейд http://healthy-back.livejournal.com/294689.html#Freud
Юнг, Морено, Роджерс, Дольто и другие http://healthy-back.livejournal.com/294948.html#Jung
Мои профессиональные «родственные связи» http://healthy-back.livejournal.com/294948.html#relations
Этот незнакомец Морено http://healthy-back.livejournal.com/294948.html#Moreno
Генограмма и геносоциограмма http://healthy-back.livejournal.com/294948.html#gram
Фрейд и «тревожащая странность» http://healthy-back.livejournal.com/294948.html#oddity

СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ И ГЕНОГРАММА/ГЕНОСОЦИОГРАММА http://healthy-back.livejournal.com/294948.html#family
Группа Пало Альто http://healthy-back.livejournal.com/294948.html#Palo_Alto
Стратегическая системная терапия http://healthy-back.livejournal.com/294948.html#strategic
Структурная семейная терапия http://healthy-back.livejournal.com/294948.html#structural
Семейная психоаналитическая терапия http://healthy-back.livejournal.com/294948.html#psychoanalytic

НЕВИДИМЫЕ ЛОЯЛЬНОСТИ http://healthy-back.livejournal.com/295302.html
Концепция Ивана Бузормени-Надя http://healthy-back.livejournal.com/295302.html#Nadya
Парентификация http://healthy-back.livejournal.com/295302.html#parentification
Семейный миф или сага о семье http://healthy-back.livejournal.com/295302.html#myth
Личный пример http://healthy-back.livejournal.com/295302.html#personal
Семейная «бухгалтерия». Базовая безопасность. Несправедливость http://healthy-back.livejournal.com/295302.html#accounting
Несправедливость http://healthy-back.livejournal.com/295302.html#injustice
Обида http://healthy-back.livejournal.com/295302.html#insult
Несправедливость судьбы http://healthy-back.livejournal.com/295302.html#fate
Трансгенерационный страх. Травматизм «ветра пушечных ядер» http://healthy-back.livejournal.com/295302.html#fear
«Это несправедливо...» Пережитая несправедливость, «настоящая справедливость» http://healthy-back.livejournal.com/295302.html#experienced
Пассивная агрессивность http://healthy-back.livejournal.com/295302.html#passive

ПСИХОСОМАТИКА/СОМАТОПСИХИКА http://healthy-back.livejournal.com/295302.html#psychosomatics
«Body mind connection»
Трансгенерационные связи. Бухгалтерия долгов и заслуг. Пережитая несправедливость http://healthy-back.livejournal.com/295302.html#trans
«Зубастые подарки» http://healthy-back.livejournal.com/295829.html#gifts
«Гроссбух» святого Николая http://healthy-back.livejournal.com/295829.html#ledger
Мы все происходим из «смешанных пар» http://healthy-back.livejournal.com/295829.html#mixes
Индивид и семья http://healthy-back.livejournal.com/295829.html#individual
Синхронная карта семейных событий http://healthy-back.livejournal.com/295829.html#map
Контекстуальный и интегративный подход http://healthy-back.livejournal.com/295829.html#context
Семейные правила http://healthy-back.livejournal.com/295829.html#rules
Быть лояльным членом группы http://healthy-back.livejournal.com/295829.html#loyal
Контекст и классовый невроз. Провал в школьной учёбе http://healthy-back.livejournal.com/295829.html#neurosis

СКЛЕП И ПРИЗРАК http://healthy-back.livejournal.com/296206.html
Непризнаваемая, неуловимая тайна http://healthy-back.livejournal.com/296206.html#secret
Охотник за бабочками http://healthy-back.livejournal.com/296206.html#hunter

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ http://healthy-back.livejournal.com/296206.html#death
Эрже и Тентен
Семейные бессознательные повторения в день годовщины: несчастный случай со вдовцом http://healthy-back.livejournal.com/296206.html#anniversary
Болезнь приёмного ребёнка http://healthy-back.livejournal.com/296206.html#adopted
Тайна смерти родителей и своего происхождения: дети депортированных http://healthy-back.livejournal.com/296206.html#deported
Случай Робера — разрывы и тайны http://healthy-back.livejournal.com/296206.html#Rober
Геноцид и пережитая несправедливость: рабство, депортация, массовое бегство http://healthy-back.livejournal.com/296206.html#genocide
Память сохраняется долго http://healthy-back.livejournal.com/296206.html#memory

МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНОСОЦИОГРАММ И СИНДРОМА ГОДОВЩИНЫ http://healthy-back.livejournal.com/296588.html
Открытие синдрома годовщины http://healthy-back.livejournal.com/296588.html#discovery
Дети и домашние собаки знают всё http://healthy-back.livejournal.com/296588.html#dogs
Обмены и взаимодействие http://healthy-back.livejournal.com/296588.html#exchange
Мой стиль работы http://healthy-back.livejournal.com/296588.html#my_style
Материальные детали построения геносоциограммы http://healthy-back.livejournal.com/296588.html#material
Синдром годовщины http://healthy-back.livejournal.com/296588.html#anniversary
«Невидимые лояльности» и «фракталы» http://healthy-back.livejournal.com/296588.html#invisible

КАК СТРОИТЬ ГЕНОСОЦИОГРАММУ? http://healthy-back.livejournal.com/296588.html#how
Условные обозначения http://healthy-back.livejournal.com/296751.html
Биографическая реконструкция. Метки, ключи, границы памяти и ограничения метода http://healthy-back.livejournal.com/296751.html#biography
Основы идентичности: имя и фамилия. Фамилия или отчество: «Как тебя зовут?» http://healthy-back.livejournal.com/296751.html#basics
Значимость имени. Нить Ариадны http://healthy-back.livejournal.com/296751.html#magnitude
Важность контекста (исторического, экономического, культурного) http://healthy-back.livejournal.com/296751.html#context
Жизненный контекст (учёба, путешествия, проживание в дальних краях) Имя-код, имя-травести, имя-криптограмма http://healthy-back.livejournal.com/296751.html#study
Мы все метисы? Наследники двух культур http://healthy-back.livejournal.com/296751.html#metis
Внебрачные дети, побочные дети. Примеры социального и семейного «стыда» http://healthy-back.livejournal.com/296751.html#adulterate
Задачи геносоциограммы http://healthy-back.livejournal.com/296751.html#goals

МОЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ТРАНСГЕНЕРАЦИОННОМ МЕТОДЕ http://healthy-back.livejournal.com/296990.html
Группа, Мари и другие http://healthy-back.livejournal.com/296990.html#Mary
Вновь обрести свою идентичность. Передача http://healthy-back.livejournal.com/296990.html#again
Запас прочности http://healthy-back.livejournal.com/296990.html#reserve
Базовая безопасность. Жизненный порыв http://healthy-back.livejournal.com/296990.html#basic_safety
Что нужно сделать, чтобы узнать о своём происхождении? http://healthy-back.livejournal.com/296990.html#what
Как происходит передача? http://healthy-back.livejournal.com/296990.html#how
Трансгенерационное и интергенерационное. Память, к которой вновь обращаются: живая память или провалы памяти http://healthy-back.livejournal.com/296990.html#generation

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ С УПРОЩЁННЫМИ ГЕНОСОЦИОГРАММАМИ http://healthy-back.livejournal.com/297554.html
Шарль: синдром годовщины и невидимая лояльность семье http://healthy-back.livejournal.com/297554.html#Charles
Марк: семейное повторение несчастных случаев http://healthy-back.livejournal.com/297554.html#Mark
Не забыть забыть... «Do remember to forget» http://healthy-back.livejournal.com/297554.html#remember
Жаклин: армянский геноцид http://healthy-back.livejournal.com/297554.html#Armenian
Выражать своим телом http://healthy-back.livejournal.com/297554.html#body
Валери и Роже: существует ли наследственная предрасположенность к дорожно-транспортным происшествиям? http://healthy-back.livejournal.com/297554.html#Roger
Семейная конфигурация и синдром «двойной годовщины» http://healthy-back.livejournal.com/297554.html#configuration
Годовщина — период уязвимости, «стресс годовщины» http://healthy-back.livejournal.com/297554.html#anniversary
Два брата, выживший и умерший http://healthy-back.livejournal.com/297554.html#brothers
Люсьен и мадам Андре: генеалогический инцест http://healthy-back.livejournal.com/297880.html
Две молодые мадам Раванель: непрояснённый генеалогический инцест http://healthy-back.livejournal.com/297880.html#incest
«Цепочка» семейных союзов http://healthy-back.livejournal.com/297880.html#chain
Лже-братья и сёстры, воспитанные под одной крышей или расширенная семья http://healthy-back.livejournal.com/297880.html#false
Переданное наследство и структура семьи http://healthy-back.livejournal.com/297880.html#inheritance
Семья де Мортелак: смерть детей в раннем возрасте в нескольких поколениях http://healthy-back.livejournal.com/297880.html#death
Предсказания и проклятия в истории http://healthy-back.livejournal.com/297880.html#damnation
Эффект «сильного слова». Проклятие Катона: «Delenda Carthago est» http://healthy-back.livejournal.com/297880.html#strong
Delenda: гнев отца и пол ребёнка http://healthy-back.livejournal.com/297880.html#anger
Священник: эффект плохо понятого «сильного слова» http://healthy-back.livejournal.com/298054.html
Ван Гог, Дали и Фрейд: замещающий ребёнок и ребёнок восстанавливающий http://healthy-back.livejournal.com/298054.html#Dali
Сандрина и другие: помечающая — помеченная годовщина http://healthy-back.livejournal.com/298054.html#Sandrina
Четыре других примера: мусульмане; Жак/Жаклин; понедельник на Пасху 1965 г. — след Севастополя; Изабель http://healthy-back.livejournal.com/298054.html#four
Ноэль: конфликты пищевых привычек и «диетической идентичности» http://healthy-back.livejournal.com/298054.html#food

ВЫВОДЫ: ВЕРХНИЙ ЯРУС ТРОПИЧЕСКОГО ЛЕСА И ЧЕЛОВЕК http://healthy-back.livejournal.com/298287.html

ПРИЛОЖЕНИЯ http://healthy-back.livejournal.com/298679.html
Определение «склепа» и «призрака» по Никола Абрахаму и Марии Тёрёк
Работа «призрака» в бессознательном http://healthy-back.livejournal.com/298679.html#unconscious
Дуальное единство и навязчивое преследование http://healthy-back.livejournal.com/298679.html#dual
Статистические исследования синдрома годовщины, проведенные Жозефиной Хилгард (работы с 1952 по 1989 гг.) http://healthy-back.livejournal.com/298679.html#statistic
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА http://healthy-back.livejournal.com/298679.html#stat_table
О душе женщины http://healthy-back.livejournal.com/298679.html#woman
Пример субституционного инцеста, взятый из истории литературы http://healthy-back.livejournal.com/298679.html#example
«Я припоминаю»: Стигматы семейной памяти о не совершённом трауре http://healthy-back.livejournal.com/298679.html#remember
Травматизм «ветра пушечных ядер» http://healthy-back.livejournal.com/298679.html#cannon
Инцест и инцест второго типа http://healthy-back.livejournal.com/298679.html#incest
Синдром годовщины http://healthy-back.livejournal.com/298679.html#anniversary
Два клинических случая синдрома годовщины http://healthy-back.livejournal.com/298909.html
Ноэлла, или одинокие годовщины со скальпелем http://healthy-back.livejournal.com/298909.html#scalpel
Фрейд, или «Оно говорит с другой сцены» http://healthy-back.livejournal.com/298909.html#stage
Синдром годовщины, «столкновение времен» и национальные трансгенерационные травмы в истории (Косово — 28 июня 1389 г. — 28 июня 1914 г. - 28 июня 1989 г.) http://healthy-back.livejournal.com/298909.html#time
Семейное и групповое со-бессознательное (Дж.Л. Морено). Социальное и межличностное бессознательное (Эрих Фромм, КаренХорни, С.Х. Фулкс) http://healthy-back.livejournal.com/298909.html#unconscious
Типовая рамка для генеалогического древа
Типовая рамка для семейной геносоциограммы

НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАТЫ http://healthy-back.livejournal.com/298909.html#dates

БИБЛИОГРАФИЯ http://healthy-back.livejournal.com/299233.html, http://healthy-back.livejournal.com/299494.html

Резюме: http://healthy-back.livejournal.com/299765.html

Моей дочери Элен и моим внукам Од, Пьеру и Франсуа. Моим стажерам, больным и студентам с благодарностью за то, что благодаря им я столько узнала о передаче, научении и повторениях событий от поколения к поколению.


«Мёртвые невидимы, но они не отсутствуют».

Блаженный Августин


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ


В последнее время стало модным использовать трансгенерационный метод. В практическом плане он хорошо вписывается в терапию и учебные курсы, поэтому необходимо, чтобы те, кто занимается как клинической практикой, так и преподаванием, имели более чёткие представления о том, какие связи существуют между эмоциями, биологией и явлением трансгенерационной передачи.

Иными словами, многие люди без аналитического и/или психотерапевтического образования считают возможным самостоятельно использовать трансгенерационный метод. (Ни аналитическое, ни, тем более, психотерапевтическое образования не дают навыков или базы для использования трансгенерационного метода. Это очередная попытка застолбить площадку, не более того — H.B.)

В этом и заключается реальная опасность, о чём должны быть предупреждены пациенты и клиенты.

Анн Анселин Шутценбергер, почётный профессор ряда университетов, психодраматист, психотерапевт, групповой аналитик.


ЖИВУЩЕЕ ПРОШЛОЕ, ПОПУГАЙ ДЕДУШКИ


Было прекрасное летнее утро.

Я приехала на каникулы к коллегам и друзьям на юг Франции.

Проснувшись рано, я бесшумно вышла в сад посмотреть на восход солнца над горами позади Сен-Бома*. Не зная привычек хозяев дома и не желая причинить беспокойство, я затаилась около бассейна под кронами сосен.

Сен-Бом — гора на юге Франции. — Прим. переводчика.

Отовсюду веяло спокойствием... Везде чувствовались порядок и красота... роскошь, спокойствие и нега.

«За стол! — неожиданно прокричал вдалеке властный голос. — За стол! Быстро, быстро, быстро, за стол!..» Собаки, а следом за ними и я устремились в просторную столовую. Однако там... не оказалось ни души.

Твёрдый мужской голос, уверенный в своих особых правах и привыкший давать указания, повторял: «За стол! Моника, быстро! За стол! И держись прямо!» Я инстинктивно выпрямилась.

Собаки, ориентируясь на голос, остановились перед... клеткой с попугаем, подождали, сделали «служить»... и удалились на прежнее место, Я была озадачена не меньше, чем они, и в ожидании завтрака вернулась в сад.

Позже, за настоящим воскресным завтраком, с его теплой и дружеской расслабляющей атмосферой, мой друг Мишель объяснил, что после смерти дедушки унаследовал попугая — столетнюю птицу, которая иногда «говорила» так, как говорили прежде в семье, приводя всех в изумление.

Это мог быть то голос дедушки (врача), зовущий всех домашних, — главным образом внуков к столу, или кого- либо иного из членов семьи или друзей. Никто не знал, что будоражило память попугая и кто должен был из неё появиться.

Для моих друзей «семья» всегда оставалась рядом. Какое ощущение соприсутствия, какую теплоту, дружественную атмосферу привносил этот попугай, какое чувство преемственности поколений и успокаивающую уверенность! Но в то же время какие тайны могли бы появиться на свет, какие «невысказанные» запреты, какие приказы возникали из памяти?

Это было прошлое, прошлое живое, вечно живое и взаимодействующее с настоящим.

Эта история открыла мне доступ к прошлому-настоящему, происходящему-становящемуся (allant-devenant).

«Мертвец хватает живого», — испокон веков говорят нотариусы, повторяя римскую максиму.

Мы продолжаем цепочку поколений и оплачиваем долги прошлого, и так до тех пор, пока «грифельная доска» не станет чистой. «Невидимая лояльность» независимо от нашего желания, независимо от нашего осознавания подталкивает нас к повторению приятного опыта или травмирующих событий, или несправедливой и даже трагической смерти, или к ее отголоскам.

Ницца—Мер, 1989

Мне хотелось бы поблагодарить Фрагу Томази, без которой эта работа не появилась бы на свет, и Лолиту Лопес — аспирантку из Ниццы, которая любезно и терпеливо печатала и перепечатывала на своем компьютере дюжину правленых версий этого текста.

За появившиеся одно за другим 15 изданий я хотела бы вынести особую благодарность Иву Раффнеру из издательства Desclee de Brouwer, так же как и моей переводчице на английский язык Анне Трагер, Кейт Хейс, Кейт Шевени- Тренч из издательства Routledge (Лондон и Нью-Йорк, 1998), а также Эвелин Темфрой-Бюссон за перевод на испанский язык для Аргентины.

Париж, Аржантьер и Ницца, 15 июня 2002 года


ОТ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО К ГЕНОСОЦИОГРАММЕ


Жизнь каждого из нас является романом. Вы, я — все мы опутаны невидимой паутиной, одним из создателей которой являемся мы сами. Если бы мы научили наше «третье ухо»[1] , «наш третий глаз» [2] схватывать, лучше понимать, слышать, видеть эти повторения и совпадения, существование каждого из нас стало бы более ясным. Мы были бы более чувствительны к тому, что мы собой представляем, к тому, кем мы должны были быть. Так ли уж прочны эти невидимые нити, действительно ли мы не можем избегать этих «триангуляций», этих повторений?

1 Reik Th, Ecouter avec la troisieme oreille. Paris, Epi,1976.
2 Rosny, Eric de. Les Yeux de ma chevre. Paris, Plon, 1981.

Можно с уверенностью утверждать, что в своей жизни мы менее свободны, чем полагаем. Однако мы можем отвоевать нашу свободу и избежать повторений, понимая происходящее, осознавая эти нити в их контексте и сложности. Таким образом мы сможем наконец прожить «свою» жизнь, а не жизнь наших родителей, или бабушек и дедушек, или, к примеру, скончавшегося брата, которого мы «заменили», порой даже не осознавая этого...

Эти сложные связи поколений можно увидеть, прочувствовать или предвосхитить по крайней мере частично. Но чаще всего мы не говорим о них: они проживаются как неуловимые, несознаваемые, невысказанные или тайные.

Тем не менее можно формировать и эти связи, и наши собственные желания, чтобы наша жизнь соответствовала тому, что мы хотим, т.е. нашим подлинным желаниям, глубинным мечтам, потребностям, а не тому, чего нам «желают», чтобы было.

Если не принимать во внимание ни крайние случаи, ни экстремальные ситуации, то можно использовать свой шанс в жизни, осознать своё предназначение (Я блюю фонтаном от этой высокопарной хуйни. НИКТО, блядь, не знает что, как, зачем и почему! Все попытки "осознать" что-то иное выливаются только в пиздодоболство и набивание карманов "психологами" — H.B.), «обратить в нужное русло неблагосклонную судьбу» и избежать ловушек бессознательных трансгенерационных повторений.

Сделать нашу жизнь выражением нашей глубинной сущности — в этом и состоит задача психотерапии и (пере)обучения. ("Психотерапия" и "переобучение" являются хуйнёй для вымогательства сами по себе — H.B.)

Обратившись к самому себе и познав самого себя, психотерапевт в состоянии лучше услышать, воспринять, увидеть и почти разгадать то, что едва выражено у клиента, что иногда проявляется через боль, болезнь, молчание, язык тела, провалы памяти, ошибочные действия, повторение, «несчастья» и экзистенциальные затруднения. И тогда, используя свои знания во всей полноте (хотя речь идет в не меньшей мере об умении быть, об умении быть с другим и слышать его, чем об умении делать или о теоретическом знании), терапевт может стать «go-between» — посредником или проводником между «Я» и «самостью» (le je et le moi) клиента, между тем, кого он ищет в себе и тем, каков он (клиент, другой) есть на самом деле, стать его «акушером» или его «знахаркой», как говорил Сократ.


Уже Фрейд...


Исходя из своей проблематики и своих собственных страданий, тревог и вопросов к самому себе, Фрейд [3] обнаружил эту «другую сцену», которую каждый человек несёт в себе, своё «невысказанное» или «невыраженное», (das Unbewnsste, плохо переведённое в то время как «бессознательное»); эту бездну, «чёрную дыру соединяющую нас с другими» (членами семьи, близкими, обществом во всей его совокупности) так же, как интер- и интрапсихическое окружение, контекст. Именно это формирует нас, выстраивает, слепо влечёт в равной мере к приятному или трагическому, а иногда даже играет с нами злые шутки.

3 Gay P., Freud, une vie, Paris, Hachette, 1991.

(Про Фрейда: http://healthy-back.livejournal.com/289823.html Алис Миллер. «Запретное знание. Осознание детских травм» Отрывок из главы 4, стр. 54 - 59
Те мнения, которые яростнее всего отстаивают, являются самыми сомнительными применительно к нашей системе воспитания детей. Догматизация фальшивых теорий защищает подвергавшихся в детстве жестокому обращению людей от осознания болезненной правды. Ту же функцию выполняют теории Фрейда об инфантильной сексуальности, Эдиповом комплексе и инстинкте смерти. Изначально Фрейд сделал открытие, отчасти благодаря технике гипноза, что все пациенты, как мужчины, так и женщины, подвергались в детстве жестокому обращению, о чём говорили и их симптомы. После того, как Фрейд сделал доклад о своем открытии в кругу коллег, он оказался в полной изоляции, поскольку никто из его соратников не был готов разделить его точку зрения. Фрейд не смог долго выдержать этой изоляции. Несколько месяцев спустя, в 1897 году, он описал признания своих пациентов о совершенном над ними сексуальном насилии, трактуя их как фантазии, возникшие под влиянием инстинктивных влечений. Человечество ненадолго обрело и вновь потеряло шанс проснуться и осознать реальность.

Каждый, кто борется за прекращение насилия над детьми и способен понимать, насколько в других людях глубоко подавлены и отрицаются переживания, связанные с жестоким обращением, почувствует себя потрясённым, и, как следствие, начнет сомневаться: «Как же это было у меня? Если даже явно подвергшиеся худшему из всех возможных вариантов насилия полностью отрицают то, что с ними произошло, то как я могу быть уверен, что моя память не обманывает меня?». Этот вопрос также встал и перед Фрейдом, когда он ещё был открыт для получения новых знаний и не был вооружён против них своими теориями. У него было несколько гипотез, среди них и одна, связанная с серьёзными обвинениями по отношению к собственному отцу, что мы можем увидеть в одном из писем Фрейда к Флиссу:

«К сожалению, мой отец был одним из этих извращенцев, и он ответственен за истерию моего брата (все симптомы которого тому подтверждение), и некоторых из моих младших сестер. То, насколько часто я сталкиваюсь с подобными явлениями, приводит меня в изумление».

Любой из нас может представить себе, какой страх возникает в человеке, пытающемся выдвинуть обвинения против собственного отца. Сто лет назад подобные мысли представляли собой гораздо более сильную угрозу. Возможно, Фрейд смог бы найти в себе силы развить эту гипотезу, если хотя бы один человек поддержал его в этом. Но его ближайший соратник, Вильгельм Флисс, совершенно не знал, как трактовать открытие Фрейда. Сын Флисса, Роберт Флисс, в последствие стал психиатром и психоаналитиком, он опубликовал три книги с разоблачительными материалами на тему сексуального насилия родителей над своими детьми. Роберту Флиссу понадобилось несколько десятилетий, чтобы понять, что в возрасте двух лет его отец сексуально надругался над ним, и что этот факт имеет прямое отношение к тому, что Фрейд отказался от своей гипотезы. В своей книге Роберт Флисс раскрыл всю правду о своей истории, поскольку он был убежден, что его отец воспрепятствовал дальнейшему развитию теории Фрейда о травме. Открытие Фреда, несомненно, вызывало во Флиссе чувство вины, как считал его сын. Насколько верно это предположение, трудно судить для стороннего наблюдателя.

Кроме этого объяснения предательства Фрейдом правды в 1897 году, есть и несколько других, но всех их объединяет нечто общее, а именно то, что индивидуальные аспекты личной жизни Фрейда оказали важнейшее влияние на принятое им роковое решение.
И каждый раз, когда я буду видеть ссылки на Фрейда, я буду вставлять эту цитату — H.B.)

Можно ли найти глубокий смысл в безобидных и банальных вещах повседневной жизни — провалах памяти, оговорках, ошибочных действиях, снах, импульсивных действиях? Какое значение придавать нашему поведению и нашим реакциям, прежде всего нашим болезням, несчастным случаям, значимым и «нормальным» событиям жизни, таким как вступление в брак (число браков, возраст), выбор профессии, количество детей, «выкидышей», смерть (в каком возрасте она наступает)? Без помощи (хорошего) психотерапевта здесь не обойтись.


Верно ли это?

Скорее нет, но отслеживая подобные явления, накапливая информацию, можно быстро проникать в то «нечто», что работает внутри нас. Может быть, вы обнаружите у себя талант писателя, как это произошло со многими английскими романистками, или пианиста, или талант садовника, или же разрешите себе заняться учёбой, или же позволите себе (наконец-то) предаться удовольствиям.

Само собой разумеется, что работа с тремя-пятью поколениями отсылает нас к бессознательному и его проявлениям, а значит, к Фрейду и психоаналитической клинике. Я бы хотела порекомендовать читателю обратиться к Фрейду и, в частности, к его «Введению в психоанализ», «Новым лекциям по психоанализу», «Пяти психоанализам» и «Тревожащей странности», и Гроддеку — «Книге об Оно» (Le livre dn Qa). (Угу, больного шарлатана читайте — H.B.)

Вспомним утверждение Фрейда о выборе имён для своих детей: «Я придерживался того, что имена не выбирались под влиянием моды дня, а определялись воспоминанием о дорогих нам людях. «Имена делают из детей призраков» (Фрейд [1900], «Толкование сновидений», 1976).

Фрейд напоминал, что:

«Архаичная наследственность человека не включает в себя исключительно предрасположенности, а несёт также идеативное содержание следов в памяти, которые оставлены опытом, полученным предшествующими поколениями» (Фрейд З. «Моисей и монотеизм» , 1939, р. 134, Gallimard, Poche, Collection Idees, 1948).

«Мы постулируем существование коллективной души (...) [и то, что] чувство как бы передаётся от поколения к поколению в привязке к той или иной ошибке, которую люди больше не держат в сознании и о которой вспоминают меньше всего» (Фрейд З. «Тотем и табу» , Petite Bibliotheque Payot, 180).


История психоанализа [4] меньше всего напоминает течение спокойной реки. Как и во всяком открытии и важнейшем направлении исследований, здесь имеются столкновения, интерпретации, толкования, поиск вслепую, разрывы, исключения, находки, прозрения.

4 Robert Marthe, La Revolution psychanalytique. - Paris, Petite Bibliotheque Payot, 2 vol., 1989; et Roudinesco Elisabeth, Histoire de la psychanalyse, 2 vol. - Paris, Le Seuil, 1986.


Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/294948.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/294689.html#cont
Tags: Книги, Психосоматика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments