Healthy_back (healthy_back) wrote,
Healthy_back
healthy_back

Шрот-I

Предвосхищая все вопросы - я вытаскиваю этот топик ради удобства чтения и поиска, т.к. меня уже спрашивали про этот метод неоднократно - чтобы мы все знали что мы обсуждаем, прежде чем я начну что-то комментировать. Моего личного мнения или одобрения данный пост не отражает никоим образом.

Продолжение:
http://healthy-back.livejournal.com/52545.html
http://healthy-back.livejournal.com/53557.html
http://healthy-back.livejournal.com/54309.html
http://healthy-back.livejournal.com/220263.html
http://healthy-back.livejournal.com/247260.html

Где купить книгу
The Schroth Scoliosis Three-Dimensional Treatment (Paperback) by Christa Lehnert-Schroth

ISBN-10: 3833481382
ISBN-13: 978-3833481383

http://www.schrothmethod.com/Order_page.html
http://www.amazon.com/Three-Dimensional-Treatment-Scoliosis-Christa-Lehnert-Schroth/dp/0914959026/ref=pd_bbs_sr_2?ie=UTF8&s=books&qid=1209843259&sr=1-2
http://www.ozon.ru/context/detail/id/2870548/
http://www.ozon.ru/context/detail/id/4471621

http://books.google.de/books?id=kq9bEn-9_mwC&printsec=frontcover&dq=Skoliosebehandlung#PPA76,M1 - почитать по-немецки

Оглавление http://www.schrothmethod.com/L-SchrothTOC.pdf

http://skoleoz.borda.ru/?1-3-20-00000010-000-140-0
Мама
Я намеренно не стала распространяться о содержании метода Шрот, потому что это очень длинный и серьезный разговор, совершенно отдельная тема, и начинать нужно было бы с разбора сущности и патофизиологии самого сколиоза на очень детальном уровне. Я не ортопед и думаю, что это было бы не корректно с моей стороны. Все это подробно изложено в весьма фундаментальной книге Кристы Ленарт-Шрот "Трехмерная терапия сколиоза" (Сhista Lehnert-Schroth "Dreidimensionale Skoliosebehandlung. Atmungs-Orthopädie System Schroth"). Вот если бы был осуществлен профессиональный медицинский перевод этой книги с немецкого (как и книг Х.-Р. Вайсса и М. Риго по корсетному лечению и методике упражнений по Шрот, их опубликовано очень много), и она была бы выпущена каким-либо нашим медицинским издательством (кто, интересно, определяет переводную и издательскую политику по ортопедии в наших медицинских издательствах?), возможно, это стало бы откровением и импульсом к движению вперед для наиболее думающей части наших детских ортопедов.

Я пыталась разбираться по этой книге сама с помощью кустарного перевода первой (теоретической) главы до поездки в клинику. Это было непросто, но по ней я сумела самостоятельно установить, что у моей дочери сколиоз с четырьмя дугами, и в этом причина клинического отличия ее от классического правостороннего грудного сколиоза, которое я видела, но никак не могла понять почему. А наших ортопедов такие вещи вообще не интересуют. Ксерокопии этой книги встречаются у наших ортопедов, некоторые из них, пролистав картинки, имеют наглость говорить, что лечат по этой методике, я столкнулась с этим, когда мы еще лечились здесь. Нам показали здесь картинку из этой книги и сказали делать так и так. Потом я поняла, что с тем же уровнем компетентности они могли бы объяснять по фотографии какой-нибудь балерины, стоящей на одном носке, как дочке открутить 33 фуэте.

Поэтому упражнения только по книжке не освоить, хоть она и с картинками, тут, Константин, я вынуждена Вас разочаровать. Для этого нужно ехать туда. Это еще одна причина, по которой я не стала подробно распространяться о сути метода. Думаю, что и другие, кто бывал там из наших, не делают этого по той же причине. Понимаете, для тех кто приезжает туда первый раз, они определяют срок пребывания не меньше месяца, детям до 12 лет чаще 6 недель. Чтобы успеть объяснить, научить, проконтролировать каждого, как он понял, запомнил, правильно ли выполняет.

Первая неделя только теоретическая учебная, физических занятий практически нет. Все объясняют, что от чего, разбирают деформации каждого. Отдельно дыхательная терапия, учат как дышать во время выполнения упражнений, это самое главное. Поэтому вкратце изложить все это невозможно. Еще один нюанс, очень важный, состоит в том, что все упражнения выполняются в обязательном соответствии со своим собственным типом искривления и деформаций. В самом начале всех осматривает не только врач, но и старший инструктор, который по клиническим проявлениям (т.е., у кого что деформировано) определяет для каждого набор упражнений и направления коррекции.

Нужно иметь большой опыт и хорошо разбираться в этой самой патобиомеханике и статике сколиоза, чтобы осуществлять это. Поэтому я не возьмусь обучать упражнениям, могу лишь объяснить суть системы, когда соберусь с духом и будет побольше времени.

Я много думала об этом, как помочь тем, кто не может поехать в Германию, чтобы там научиться. Пока, как это ни горько, у меня только один вывод: нужно у нас организовать такую систему обучения и занятий с пациентами, как там, чтобы это не было профанацией. Заняться этим должны, безусловно, ортопеды (не врачи ЛФК, без ортопедов они не потянут), которые проспециализировались бы там, не формально, а по-настоящему, не менее полугода. Кстати, врачей из других стран (кроме нашей и стран СНГ) туда приезжает учиться много. Нет, не совсем так, из Латвии туда приезжали учиться, потом их главного инструктора к себе приглашали на тренинг. Они вполне открыты, ни от кого ничего не скрывают, все публикуют, всем, кто хочет научиться, все показывают и объясняют.

Относительно необходимости привозить своих пациентов стажирующимся врачам - часто там бываю, хорошо знаю работающих там врачей и персонал, много общаюсь с другими пациентами - ничего о такой практкике не слышала. А присутствующих на приеме моей дочери и активно в нем участвующих иностранных докторов видела своими глазами и лично с ними общалась. Кроме того, задавала вопрос о возможности учебы наших врачей там д-ру Вайссу, ответ был: "Конечно, никаких проблем". Дополнительных условий при этом не выдвигалось.

http://skoleoz.borda.ru/?1-3-0-00000008-000-0-0-1216145468
Мама
Попытаюсь выполнить обещание и рассказать основные принципы Шрот-терапии. Пожалуйста, имейте в виду:
1. Это не практикум, освоить лечебную физкультуру Шрот таким образом невозможно.
2. Я постигала ее через обучение в клинике К.Шрот своей дочери, через призму ее сколиоза. Подход же должен быть дифференцированным и индивидуальным к каждому пациенту. Я бы вообще не взялась обучать физкультуре Шрот, для этого нужно быть серьезным специалистом, другое - дилетантизм.
3. Это зарегистрированный авторский метод, поэтому также было бы неэтично вступать в противоречие с законом об авторских правах.
4. Поэтому я постараюсь изложить общие принципы и суть системы, поделиться информацией, которой владею, с теми, кому это интересно. Понятно, что я использую опубликованные первоисточники (книги К. Ленарт-Шрот и Х.-Р. Вайсса).
5. Никакой рекламой клиники К.Шрот излагаемое мной не является. Основная причина – много вопросов об этом методе и неясностей, часто встречающиеся на форуме.

I. Начать следует с того, что у Катарины Шрот (1894-1985) в юности у самой обнаружился сколиоз, как пишет ее дочь, хотя степень его не упоминается. С этого и начался ее интерес к проблеме. Все, что она разработала, она проверила на себе самой. Прежде чем обучать своих пациентов дыханию и упражнениям, она научилась делать их сама. Судя по фотографиям, большого сколиоза у нее не было, а тот, что был, видимо, неплохо контролировался. Однако, пациентов с очень тяжелым сколиозом в те годы (20-30-е) в Германии было много. Она без колебаний за них бралась, занималась с ними очень много и упорно, и добивалась заметных результатов, об этом можно, опять-таки, судить по большому числу сохранившихся старых фотографий. Это не было лЕкарством (с ударением на первом слоге), какой-то парамедициной. Она писала много статей о своей работе и публиковала их.

Её дочь, К. Ленарт-Шрот, тоже с детства тренировалась под руководством матери. Наверно, больше профилактически, но тоже научилась сначала на себе. Сейчас ей хорошо за 80, выглядит она прекрасно, высокая статная дама. До сих пор иногда консультирует своих прежних пациентов, хотя в клинике появляется очень редко, давно уже там не работает. А в молодости, закончив образование, она работала вместе с матерью, значительно развила ее метод и, глубоко разбираясь в анатомии, физиологии позвоночника и всей опорно-двигательной системы, а также накопив очень большой опыт наблюдения и лечения больных со сколиозом, написала фундаментальную книгу «Трехмерная терапия сколиоза».

При нынешнем главном враче, Х.-Р. Вайссе, её сыне, значительно модернизировалась материально-техническая база, осовременено оснащение для выполнения упражнений, но сами они остались, в своем большинстве, теми же. В настоящее время он развивает теорию и практику корсетного лечения, считая, что сочетание этих двух методов является оптимальной тактикой профилактики прогрессирования сколиоза.

II. Краеугольным камнем метода является дыхание по Шрот. Смысл его в том, что для корригирующего эффекта упражнений необходимо научить пациента правильно дышать во время их выполнения, вопреки сформировавшемуся сколиотическому стереотипу дыхательных движений грудной клетки. Дело в том, что при сколиозе грудная клетка участвует в дыхании несимметрично. Ротация позвоночника приводит к изменению положения ребер: ребра, прикрепляющиеся к нему с выпуклой стороны дуги, выходят наружу (в боковую сторону и назад), а ребра, прикрепляющиеся с противоположной вогнутой стороны дуги, уходят внутрь (вперед и от боковой стороны к середине), западают, межреберные промежутки с этой стороны сужаются. Грудная клетка обладает присасывающим действием по отношению к легким: в плевральной полости отрицательное давление. Поэтому легкие следуют при вдохе за расширяющеся грудной клеткой, заполняя ее объем и повторяя ее форму. При сколиозе вдох в большей степени происходит с выпуклой стороны дуги, чем с противоположной. С каждой дыхательной экскурсией (движением) ситуация постепенно усугубляется: межреберные промежутки с выпуклой стороны дуги расширяются, межреберные мышцы растягиваются, а вогнутая сторона вдыхает все меньше. Т.е., дыхательные движения происходят в том же направлении, что и ротация позвоночника, и усугубляют ее. Так формируется реберная выпуклость, гиббус. Темп его образования зависит от темпа прогрессирования сколиоза, при быстром увеличении дуг искривлений и ротации позвонков смещение ребер более резкое и дыхание все более асимметричное.

Поэтому, именно за счет дыхания, наиболее заметным проявлением ротации позвоночника является ротация грудной клетки: гиббус и контрлатеральное (с противоположной стороны) западение ребер. Это если смотреть сзади. Спереди обратная картина: ребра, образующие сзади гиббус, уходят, западают, а с противоположной стороны выезжают вперед (т.н., передний гиббус).

Конечно, все люди с рождения дышат, не задумываясь. Так же и люди со сколиозом. К. Шрот же разработала корригирующее асимметричное дыхание, противоположнонаправленное сколиотическому. При этом пациент должен осознанно делать вдох западающими зонами грудной клетки. При наиболее распространенном варианте сколиоза с грудной и поясничной дугами эти зоны находятся:
1. Сзади с вогнутой стороны поясничной дуги (нижние ребра и талия с этой стороны)
2. Сзади с вогнутой стороны грудной дуги (примерно уровень угла лопатки)
3. Спереди с той стороны от грудины, куда направлена грудная дуга, под ключицей.

Точное расположение и выраженность этих зон зависит от уровня вершины каждой дуги у каждого конкретного пациента и отмечается на схеме в специальной книжечке, которая ему выдается. Там же помечаются все направления коррекции и положение маленьких корригирующих мешочков – подушечек (с рисом), которые подкладываются при упражнениях лежа с противоположной (выпуклой) стороны под выступающие ребра и мышечные валики – чтобы ограничить вдох в эти зоны.

III. На первый взгляд, непонятно: как можно осознанно одной стороной вдыхать, а другой не вдыхать. Но, если вспомнить, что межреберные мышцы, которые и отвечают за движения ребер при дыхании, являются такой же скелетной поперечнополосатой мускулатурой, управляемой сознанием (в отличие от гладких мышц внутренних органов, действующих вне зависимости от нашего сознания), что и мышцы конечностей, например, которые подчиняются нашим командам, это уже не звучит так странно. До определенных пределов произвольная регуляция дыхания возможна. И это на самом деле реально, это осваивают и дети, и взрослые.

Занятия по дыхательной терапии происходят так. Они индивидуальные. До этого пациент уже знает, какой тип сколиоза у него, ему объяснили, где находятся какие зоны на его туловище и отметили на схеме западающие места, которыми он должен научиться вдыхать. Пациент ложится на живот на мягкий массажный стол-кушетку с отверстием для лица, чтобы не выворачивать шею и свободно дышать. Инструктор делает легкий тонизирующий массаж западающей зоны, чтобы пациент сосредоточился и запомнил ее расположение. Затем инструктор просит сделать вдох именно этим местом и поднять таким образом его руку, после каждой попытки повторно стимулируя запоминание этой зоны массажем. Пациент старается дыханием поднять руку инструктора, затем достичь и коснуться на вдохе его немного поднятую ладонь.

Так как правильным типом дыхания является диафрагмальное, последовательность вдоха западающими зонами снизу вверх, т.е.: в начале вдоха пациент сосредоточивается на поясничной складке (противоположной поясничному валику), затем вдыхает западающей грудной зоной (противоположной реберной выпуклости). Последняя часть вдоха сосредоточивается на груди спереди, вдох этой зоной тренируется сидя, лицом к инструктору.

Выдох по Шрот должен быть длинным, чем длиннее, тем лучше, и шумным, производиться через полусжатые губы, таким образом, увеличивается сопротивление выдоху, а, значит, и работа мускулатуры, особенно межреберных мышц, обладающих высокой проприоцептивной чувствительностью (т.е., рефлекторным усилением сокращения мышцы при ее растяжении). Инструктор во время выдоха сильно надавливает на выпуклые стороны: побуждая тем самым пациента выдыхать максимум воздуха оттуда, как можно сильнее напрягать мускулатуру этой зоны, стягивать растянутые межреберные мышцы, сокращать расширенные межреберные промежутки. Т.е., выдох не пассивный, а активный, с большим напряжением мышц выпуклой стороны дуги. Таким образом, пациент запоминает и привыкает, "каким местом" вдыхать, каким выдыхать.

Навык каждый день тренируется и контролируется у каждого, и индивидуально, и в группе. По моему впечатлению, именно умение и отработанный навык вдоха западающими зонами, асимметричного дыхания в наибольшей степени обусловливает корригирующий эффект Шрот-терапии.

IV. Все упражнения по Шрот выполняются только при условии такого дыхания.

Упражнения, в основном, статические, дающие изометрическую нагрузку на мышцы. Поскольку мышцы при сколиозе тоже работают асимметрично, с одной стороны дуги они перерастянуты, с другой стянуты и укорочены, смысл упражнений не в тренировке или создании общего «мышечного корсета», который при сколиозе уже вряд ли будет симметричным, а в целенаправленном корригирующем, вправляющем действии на деформацию туловища в трех плоскостях (фронтальной, т.е., боковой, сагиттальной, т.е., передне-задней и горизонтальной).

Основные компоненты упражнений такие:

1. Пассивная коррекция. Т.е., разработано такое исходное положение для выполнения упражнения, которое уже само по себе дает частичную коррекцию дуг и деформаций, либо дает возможность для наиболее эффективного мышечного усилия с целью их коррекции (это то, что показано на картинках в книгах).

2. Аутоэлонгация, т.е., самоудлинение, растяжение туловища. Этот компонент необходим для того, чтобы наиболее эффективно сделать вдох западающими зонами, увеличив за счет растяжения межреберные промежутки, растянув стянутые мышцы вогнутой стороны дуги. Инструктор дает команду «вытягивайся» и стимулирует движением руки вдоль позвоночника в направлении вытяжения. Осуществляется вытягиванием головы из плеч, либо оттягиванием таза назад (в зависимости от упражнения) в принятом корригированном положении.

3. Вдох по Шрот западающими зонами в ранее указанной последовательности. Инструктор дает команду «вдох» и касается западающих мест в нужной последовательности, пациент «следует», вдыхая, за его руками. Пациент знает, что при правильном корригирующем вдохе западающие ребра должны двигаться наружу (назад), в боковую сторону и вверх, контролирует это в зеркале и проверяет своими руками.

4. Активная коррекция. Выполнение мышечного усилия, заданного конкретным упражнением (тяга, упор, и т.д.) во время длинного выдоха (см. выше) с напряжением мускулатуры выпуклой стороны дуг. Упражнения так и постороены, чтобы работали, сокращались растянутые мышцы зоны реберной выпуклости. Инструктор дает команду «выдох», затем сразу «втяни в себя», стимулируя рукой сокращение мышц нужных зон или напоминая направление коррекции (последний момент тоже часто бывает на фотографиях).

Т.е., все мышечные усилия по выполнению упражнения происходят только на выдохе, максимально удерживая достигнутую коррекцию за счет вытяжения, расправления западающих зон на вдохе и непосредственно напряжения мышц. Затем упражнения повторяются самостоятельно 24-30 раз. Выполнение упражнений и дыхание контролируется зеркалами, они спереди, сзади, сверху (на потолке), т.е. пациент должен видеть, как он дышит, какие мышцы напрягает, насколько добивается выравнивания во время каждого упражнения. Звуковая картина зала, где проходит занятие, напоминает паровозное депо, так все пыхтят. Поскольку дыхание форсированное, и усилия значительные, нужно много пить, а окна открывать. До занятия и после измеряется рост, разница может составлять 1-2 см.

Отвечая на вопросы:

Организовать поездку несложно. Пишете запрос на немецком или английском языке на электронный адрес клиники, он есть на их сайте. Они ответят Вам на все вопросы. Продолжительность первый раз - месяц. Платили мы сами, я не знаю у нас таких страховых компаний, которые бы страховали для лечения за границей. Если Вы узнаете, поделитесь. Лечение+пребывание (включая питание) стоит 135 евро в сутки. Если детей сопровождают родители, стоимость пребывания, конечно меньше, могут быть варианты, Вам напишут. С иностранцами там работают на английском, но важнее, что есть русскоговорящие врачи и инструктор. После индивидуальных занятий на русском, уже и по-немецки на занятии больших проблем нет.

Но главное, что я там еще поняла, что этой физкультурой (хотя, и не только этой) нужно заниматься постоянно, всю жизнь. И много. Они называют свой курс интенсивной реабилитацией. Конечно, интенсивная - 6 часов занятий в день в течение месяца. Столько времени "попыхтишь" - тогда можно на какой-то результат рассчитывать. Но сколиоз, конечно, не исчезает. К. Шрот вообще считала, что курс не может быть менее 3-х месяцев, не научить и не добиться эффекта за меньшее время. Но она начинала одна, а сейчас там такая "фабрика" организована: все по минутам расписано. Чудес там нет никаких: смысл в том, что раз есть сколиоз (и он у тебя на всю жизнь), значит, надо всю жизнь ему противопоставлять какие-то усилия. Дома бросать физкультуру нельзя. Но поскольку дома нет на это ни времени столько, ни той атмосферы (похожей совсем не на лечебной учреждение, а на спортивно-оздоровительный лагерь), в достаточной мере делать это непросто. Поэтому у них дети получают эти курсы интенсивной реабилитации ежегодно, а взрослые раз в два-три года. Это не исключает корсетного и оперативного лечения, конечно, если сколиоз прогрессирует быстро, они ставят четкие показания и к тому, и к другому.

Я писала, что у дочери сколиоз, и я хотела бы получить у них курс лечения. Снимок можно отсканировать и приложить сразу, они его, действительно, попросят прислать. Договариваться нужно начинать заранее, если Вам нужно какое-то определенное время, месяца за 3-4, если захотите попасть летом. Это процесс не особенно долгий, но там места расписаны. Все необходимые бумаги они пришлют Вам сразу же по электронной почте, потом продублируют по обычной. Нужно подписать договор, заполнить вопросник, и место Вам будет зарезервировано.

Взрослые-то по несколько раз ездят, чтобы лечиться, получить курс интенсивной реабилитации и улучшить хоть сколько-нибудь свой внешний вид. И в 40, и в 50 лет, и старше; трудно поверить, я там видела одну бабушку с большим сколиозом из Швеции, далеко за 70 ей было точно. В спортивной форме, кроссовках, рюкзак с инвентарем за плечи - и с ребятами вместе в зал. Летом там, конечно, детей больше, а зимой, когда учеба, намного больше взрослых. Мне кажется, основная причина - у них другая психология, в сравнении с нашей (с какого-то возраста - только на печку), - они активные в любом возрасте, считают, что должны собой заниматься и держать себя в форме. Корсет для них давно не актуален, операция или уже была, или ее уже все равно не будет. Что еще остается? Физкультура. Кстати, именно она там называется словом "физиотерапия", и не что иное.

Это вполне укладывается в концепцию К. Шрот, она ведь тоже много занималась со взрослыми пациентами. Шрот-терапия не подействует раз и навсегда, ею надо заниматься регулярно, лучше постоянно. Она разработана как противопоставление сколиозу: он "скручивает", она предложена, как путь к "раскручиванию". Если сколиоз уже не прогрессирует, он ведь все равно есть, есть деформация - значит, остается точка приложения усилий. Кроме того, в клинике существует такая атмосфера - все работают, нет никакого уныния, никакого больничного духа, и позиция персонала очень активная и оптимистичная - каждый может себе помочь. Я думаю, что это весьма значимо с позиций психотерапии. И каждый видит, что он не один со своими проблемами, таких много, и ими активно занимаются. Пациенты любят туда ездить.

Да, там приятно находиться, можно отдохнуть от работы за счет страхования (кто еще работает), правда, отдых очень активный. Но все вкалывают до 5 часов вечера до седьмого пота, вот именно, по-немецки добросовестно. Видно, что относятся они к этому, в первую очередь, как к лечению, очень серьезно.

Про оперированных пациентов знаю очень мало. Они там есть, и дети, и взрослые. Помимо общих, у них есть занятия в отдельной группе со специальными упражнениями. Какие операции - не знаю, я ведь занималась ребенком, поэтому, вопросами, выходящими за рамки ее лечения, специально не интересовалась, да там это и не принято. Могу только сказать, что там, помимо оперированных, и колясочные пациенты бывают, с двигательными расстройствами. С ними тоже работают, конечно, больше индивидуально, чем в группе.

Просто Гость
у меня создалось впечатление, что главное, чему учат (помимо дыхания) - это пониманию своего индивидуального сколиоза, его особенностей и, соответственно, постоянной осознанной коррекции положения тела. Т.е. мышцы - это, конечно, важно, но все-таки вторично. Главное, понимать в каких местах и куда себя "собирать".

Я пока только мельком просмотрела книгу Шрот, но по фоткам кажется, что люди "после" контролируют себя, т.е. осознано себя держат, а не находятся в расслабленном режиме автомата.

Мама
Прежде чем начать обучать упражнениям, объясняют что такое базовая коррекция, и все ее выполняют перед началом каждого упражнения. Она включает коррекцию таза, коррекцию физиологического профиля позвоночника (физиологические изгибы - поясничный лордоз, грудной кифоз, шейный лордоз) и максимально возможную вертикализацию средней линии тела, проходящей через нос и пупок (чтобы ее не перекашивало и не уводило в сторону). Это и достигается за счет тонического напряжения мышц, и это тяжело, потому что нужно стараться ее удерживать при любом упражнении. Каждый выполняет эту коррекцию в зависимости от типа своего искривления, наличия кифоза или плоской спины и др. особенностей, направления ему показывают и отмечают на схеме стрелками. Начинается коррекция снизу: распределение веса на ноги, коррекция таза, поясница, и т.д., выше - ввиду логики нашего существования в условиях гравитации. После этого уже выполняются деротационные упражнения.

Учат правильно ходить (а это значит, делать шаг с пятки перекатом - больше через наружный свод стопы - на носок), разгибать колени до конца и удерживать достигнутую стоя коррекцию во время ходьбы. Учат как правильно сидеть - оптимально при сколиозе либо по-турецки, лучше на маленькой скамеечке под ягодицами, либо на стуле верхом, лицом к его спинке с опорой на нее локтями или предплечьями. Как правильно лежать во время сна, например, лучше никогда не спать на стороне гиббуса. Почаще смотреть в зеркало, правильно Вы написали: осознанно относиться и к своей деформации, и к ее коррекции. Визуальный контроль постепенно запоминается, и коррекция становится возможной и без зеркала. Рассчет на то, что постепенно это должно привести к изменению сколиотического стереотипа статики и динамики тела на корригированный. Проблема как раз в том, что здесь нужно понимание и воля: контроль, знание направлений коррекции и правильное их выполнение.

Люди "после" контролируют себя, т.е. осознано себя держат, а не находятся в расслабленном режиме автомата. Плюс "раздыхивают" вогнутые стороны, это косметически сказывается всегда положительно. К. Шрот писала, что реберный горб не существует изолированно, сам по себе. Он так заметен нам потому, что находится в соседстве с западающими зонами.

По этой же причине эффективен принцип Шено в корсете. Ведь корсеты, давящие на ребра с выпуклой стороны дуги делали и раньше, но они были малоэффективны. А Шено, помимо этого, стал делать большое добавление объема корсета с окном с вогнутой стороны. Опять работает дыхание: дышать гиббусом корсет не дает, давит, но дышать-то куда-то надо. А с вогнутой стороны места много, вот она и дышит и заметно увеличивается в объеме. Но здесь уже дыхание работает не против пациента, а на него.
Side_01
Возвращаясь к фотографиям, сейчас для оценки эффективности их уже не делают. Основные параметры: динамика роста сидя до и после лечения (чем он становится больше, тем лучше), сколиометрия (асимметрия спины справа-слева в градусах) и оптическая топография, как, опять-таки, показатель динамики поверхностных деформаций. Но там ее делают не как у нас, т.е. делают так же, но интерпретируют иначе. У нас - много разных графиков, оценка дуг в градусах (зачем, все равно это не заменяет рентгена), длинное-длинное заключение и маловразумительное представление о клиническом течении заболевания. У них три графика - показатель бокового отклонения туловища, ротации и сагиттального профиля, и крупная картинка - объемная фотореконструкция поверхности туловища с разметкой точек - костных ориентиров, определяемых с поверхности тела, считай, та же фотография, но значительно более информативная. Если есть изменения во времени, они при сравнении видны очень четко. Ее и выдают пациенту при выписке.

Обещанная картинка топограммы
http://foto.radikal.ru/f.aspx?i=d053f550859c482680e63c627026e0b3
При сравнении в динамике
http://foto.radikal.ru/f.aspx?i=fbc24bd216254a239eda905a954a8ce3


В комплекс Шрот-терапии почти всегда включается такое упражнение для растяжения задней поверхности ног (особенно детям и подросткам):
Нужно лечь на пол (на коврик), головой в сторону стены, у которой находится шведская стенка (или нечто, что может ее заменить с этой целью в домашних условиях, см. далее). Через третью перекладину (снизу) шведской стенки перекинута толстая веревка, трос или ремень достаточной длины, на одном из концов которого сделана петля, в которую продевается стопа (до середины). Другой конец веревки удерживается обеими руками. По 20 секунд (счетов) натягиваемой руками веревкой прямая нога удерживается в поднятом положении в трех позициях: начальной, максимально возможной для распрямленной ноги первый раз, следующей, при более сильном натяжении веревки, и третьей, при самом большом натяжении веревки. Затем то же самое другой ногой.


http://skoleoz.borda.ru/?1-3-0-00000026-000-0-0-1208638675
Oksi
Прежде чем читать эту тему, пожалуйста, ознакомьтесь с ценной информацией, опубликованной выше.

В этой теме будет опубликован перевод некоторых значимых, на наш взгляд, глав из книги о системе Шрот.

1. Данная публикация не является рекламой клиник, использующих шрот-терапию.
2. Публикация носит некоммерческий характер и ставит целью подробнее ознакомить участников и гостей форума с методом, о котором на русском языке почти нет информации.
3. Особое внимание просим обратить на тот факт, что самостоятельно овладеть методикой без специально обученных инструкторов практически не представляется возможным. Сколиоз у каждого свой, соответственно и упражнения строго индивидуальны
4. Примите также во внимание, что перевод осуществляется не профессиональным переводчиком, так что возможны нюансы.

Используется книга Кристины Ленерт Шрот (трехмерная система упражнений при сколиозе)
Side_01Side_01
Теоретические основы метода Шрот

I. Деление туловища, включая плечи и шею.

Спину человека с нарушением осанки лучше делить на следующие части, при этом следовать снизу вверх (с каудального к краниальному участку и смотря спереди)

а) ПОП (поясничный отдел позвоночника) с тазовым поясом
б) ГОП (грудной отдел позвоночника) с грудной клеткой
в) ШОП (шейный отдел позвоночника) с плечевым поясом и головой

У здоровых эти участки представляются как прямоугольники.
Рис. 1 - фронтальное изображение.

а) каудальный (хвостовой, нижний) состоит из таза, ПОП и нижней части живота до пупка и нижнего ребра;
б) следующий - грудная клетка и верхняя часть живота. Нижняя ограничивающая линия-талия (12-й грудной позвонок), верхняя - на уровне подмышки, примерно 3-й грудной позвонок.
с) нижняя граница третьего участка (она же и верхняя предыдущего), а его верхняя - на уровне верха плеча.

Шейный лордоз лежит выше обозначенного нами участка, но т.к. шея функционально с ним связанна, можно удлиннить участок вверх (краниаль) до основания черепа

Эти три участка располагаются друг над другом вертикально, туловище сбалансированно.

При виде сбоку эти три участка вследствии 3-х физиологических изгибов позвоночника имеют другую форму - трапеций - Рис. 2 - сагиттальное изображение.

Нижний (каудальный)(а) - нижняя граница - (spinae iliacae ventrales) до 5-го поясничного позвонка. Если таз в выпрямленном положении, эта линия проходит горизонтально. Верхняя граница - 12-й грудной позвонок;
Средний (б) - состоит из грудной клетки и верхней части живота;
И верхний (с) - от верхней границы нижележащего до основания черепа и нижней челюсти. Поэтому его называют "шейно-плечевой отрезок"

Все три участка балансируют друг друга над центром тяжести.
Side_01Side_01
II. Симметричное изменение осанки в боковой (сагиттальной) плоскости.

Оно приводит к образованию трех сагитальных клиньев.

Предыдущее описание относится к здоровой осанке. У пациентов с нарушениями осанки и искривлениями легких и даже тяжелых степеней форма изменяется в большей степени (кифозы, болезнь Шойермана и кифосколиоз). Физиологические изгибы в сагитальной плоскости патологически изменяются, позвоночник сжимается, становися короче. Развиваются патологические деформации тела. Например: Рис. 3.

Рис. 4 - дважды надломленная ось тела при нарушении осанки;
Рис. 5 - образующиеся при этом клинья.






Side_01Side_01

Рис. 6 - девочка с нарушением осанки 11 лет с начинающимся левосторонним сколиозом
Рис. 7 - три блока находятся еще почти прямоугольно друг над другом

При нарушении оснки эти 3 участка сдвинуты по отношению друг к другу в сагитальной плоскости и образуют (вид снизу вверх) дважды надломленную линию от стоп до таза и оттуда к спине и голове - Рис. 3.












Side_01Side_01





Вид сбоку - Рис. 9. Пунктиром обозначена нормальная форма, сплошной линией - патологическая.

Из-за этих сдвигов все 3 отрезка в боковой плоскости изменяют свою клиновидность- узкая сторона трапеции становится еще острее, а широкая выше, так что говорится о "клиньях". Чем больше деформация, тем экстремальнее они выглядят.

Рис. 10 - кифотический позвоночник, кругло-полая форма с нарушением осанки. Обозначеные прямые углы показывают направление коррекции.









Side_01Side_01







Рис. 11 - нормальный позвоночник
Рис. 12 - вид сбоку впалой, вогнутой спины (грудной лордоз), при этом физиологические изгибы позвоночника изменены в полную противоположность.














Side_01Side_01

Рис. 13 - вид сбоку плоской спины - все изгибы редуцированы (уменьшены).


Очень важно!
Для того чтоб не возникало неясностей отмечу в этом месте!

Выражение "Сторона реберного горба" или "Конвекс-сторона" действительно для всей стороны тела. Как "бедро конвекс-стороны" понимается бедро, лежащее под грудным (торокальным) реберным горбом, даже если люмбальная дуга намного больше чем торакальная.

Точно так же название "Конкав-сторона" распространяется на всю половину тела, на которой находится торакальный конкавитет, даже если очень большой мышечный валик выглядит как реберный горб. Нога конкав-стороны в этом случае- это нога со стороны мышечного валика.

Клин 1. Пояснично-тазовый клин, его острие находится в поясничном лордозе, а широкая сторона - брюшная стенка - образуется растянутыми мышцами живота и вперед направленным передним краем таза. Это его нижняя граница. Верхняя-линия от поясничеого лордоза через нижние ребра к Processus xiphodeus

Клин 2. Грудной-реберный клин его острие чуть ниже сосков. Широкая сторона строится через „круглую, сутулую спину“. Нижняя линия - она же и верхняя предыдущего клина, а верхняя - проходит чуть ниже соска, через подмышку к нижней трети лопатки.


Клин 3. Шейно-плечевой клин. Так как плечи отклонены вперед, предние округлости акромионов - плечевых суставов или плечевых костей(?) представляются как широкая сторона, а острие дефинируется плохо, но все равно находится где-то на уровне ребер, прикрытых лопатками. Нижняя граница - она же верхняя предыдущего клина, а верхняя - высота плеча.

Так как шейный отдел функционально с ним связан, острие клина - это шейный лордоз, в то время как его широкая сторона проходит через перерастянутую заднюю поверхность шеи. Оба клина могут сливатся друг с другом и теоретически рассматривются как один большой клин.

Предыдущее рассматривало изменения в боковой плоскости при симметричном нарушении осанки. При сколиозе все отрезки туловища в боковой плоскости также клиновидно изменяются. Это действительно только для бокового вида со стороны рёберного горба и образовывается из-за разворота отдельных частей по отношению друг к другу.

Продолжение:
http://healthy-back.livejournal.com/52545.html
http://healthy-back.livejournal.com/53557.html
http://healthy-back.livejournal.com/54309.html
http://healthy-back.livejournal.com/220263.html
http://healthy-back.livejournal.com/247260.html
Tags: Методы лечения, Спорт
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments