Healthy_back (healthy_back) wrote,
Healthy_back
healthy_back

Category:

Майкл Керн. Мудрость тела. Глава 6. Искусство диагностики


Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/186651.html
Назад: http://healthy-back.livejournal.com/186155.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/182539.html#cont


Восприятие


«Настоящее путешествие, полное открытий,
заключается не в поиске новых пейзажей, а в обретении новых глаз»


Марсель Пруст

Перцепционные точки зрения


В биодинамическом подходе краниосакральной работы существует оценка различных приливных выражений Дыхания Жизни (трёх приливов). Для связи с каждым из них (как для диагностики, так и для лечения) требуются различные перцепционные процессы. При настраивании на ткани пациента то, что фактически воспринимается, определяется «очками», через которые мы смотрим. Подобно радио, оператор может слушать различные частоты или проявления организма человека, регулируя его «кнопки настройки». Например, если восприятие оператора будет настроено на то, как кости черепа колеблются, подобно пробкам на поверхности воды, то он, вероятно, заметит их паттерны флексии и экстензии. Если он настроится на мотильность тканей, то, возможно, заметит их внутреннее дыхание. Если он способен обратить свое внимание на силы, находящиеся ниже этих паттернов ткани, он может заметить движение одного из более медленных приливов. Мы видим то, что хотим увидеть. Если мы настроимся на врождённое здоровье человека, то мы его, конечно же, найдём, однако, если мы сосредоточимся на проблемах и патологиях, то именно это мы и увидим.

История, произошедшая в Китае, иллюстрирует этот принцип. Одна мудрая старая женщина жила около большого города. Каждый день она отводила своих коз и овец на пастбище среди холмов. Пока её стадо паслось, она любила сидеть на камне, наблюдая за дорогой, ведущей к городу. Однажды, сидя на камне, она увидела путешественника, идущего по дороге. Он заметил старуху и спросил её, правильно ли он идет в город, а затем поинтересовался, какие люди живут в этом городе. «А какими были люди в городе, из которого вы идете?» — спросила у него старуха. Путешественник ответил: «О! Они были ужасны! Все они боролись друг с другом, ужасно ревновали и были очень недружелюбны. Именно поэтому я решил переехать в другой город». Тогда женщина ответила ему: «Что ж, к сожалению, я думаю, что здесь вы найдёте точно таких же людей!»

Несколько часов спустя, по той же дороге прошёл другой путешественник, который также спросил у старой женщины дорогу в город. Затем он также поинтересовался, какие люди живут в этом городе. «А какими были люди в городе, из которого вы идете?» — спросила у него старуха. Он ответил, что это были замечательные, очень дружелюбные и великодушные люди, которые заботились друг о друге. Тогда старуха ответила, «Что ж, думаю, что здесь вы найдете точно таких же людей!» [42]


Наблюдатель и наблюдаемый


До некоторой степени краниосакральная работа всегда субъективна, поскольку она основана на том, что возникает внутри специфических отношений, образованных между пациентом и оператором. В наших взаимоотношениях с людьми мы можем увидеть, как разные люди обнаруживают в нас различные качества. В квантовой физике считается, что наблюдающий за экспериментом может повлиять на его результаты: экспериментатор является неотъемлемой частью эксперимента и не может быть отделён от того, что он наблюдает. Выбор наблюдателя относительно того, что и как измерять, будет определять то, что будет обнаружено. (Это не совсем верно. Объективность исследования как раз и заключается в том, что разные операторы будут чувствовать одни и те же фиксации в одного и того же пациента — они либо есть, либо их нет. Но, как было замечено выше, операторы могут по-разному воспринимать эти фиксации — на разном уровне, каждый через призму своего восприятия, своей психики и своего здоровья — H.B.)

Приведём классический пример: в физике существуют различные опыты для определения того, из чего состоит свет — из частиц или волн. Некоторые из этих опытов доказывают, что свет состоит из частиц, однако другие ясно показывают, что он состоит из волн. И то, и другое может быть доказано в зависимости от того, как рассматривать свет. Таким образом, природа света может быть описана как волнами, так и частицами, в зависимости от прибора, который её измеряет. Следовательно, то, как будет рассматриваться свет — как частица или волна — полностью зависит от намерения экспериментатора [43]. (Однако, природа света не может быть описана как движение крупных частей — H.B.)


Пациент и оператор


Если разные операторы будут работать, используя одни и те же диагностические критерии, то полученные ими данные, без сомнения, совпадут [44]. Однако, обязательно должны появиться некоторые отдельные переменные, потому что и оператор, и пациент являются субъективными частями этого процесса. Именно поэтому, если десять операторов положат свои руки на одного и того же пациента, все они почувствуют его состояние с различной точки зрения. Следовательно, каждый из них, вероятно, получит различные результаты лечения в зависимости от того, как он входит в контакт с системой пациента. Ни один из этих операторов не будет обязательно неправ, но при этом каждый может работать, исходя из различной области восприятия.


Широкая область восприятия


Представьте, что вы стоите на автобусной остановке и ждёте автобуса. Когда вы смотрите на дорогу, то можете задаться вопросом: «Не едет ли там автобус?» Но вот вдалеке вы видите приближающийся автобус и сами себе отвечаете: «Да, он подъезжает!» При широкой области восприятия вы задаёте вопрос, и информация возвращается к вам. То, как вы сохраняете вашу область понимания, будет определять то, что вы заметите. Однако, предположим, что вы опаздываете на интервью и начинаете волноваться; тогда вы можете не заметить, что на улице светит солнце и поют птицы. И наоборот, если вы не можете сосредоточиться, потому что замечтались или озабочены рассматриванием автобусного расписания, вы можете даже не заметить, что прибыл ваш автобус [45]. То же самое происходит, когда оператор пальпирует первичную дыхательную систему пациента. Например, если он сосредоточивается только на костях, то может упустить качества и движение жидкости. Кроме того, если он изменит своё восприятие, расширив поле зрения, то может получить доступ к различной информации о пациенте.


Изменение областей восприятия


Оператор может развить способность совершать намеренные изменения и своём восприятии, чтобы ощущать различные аспекты первичной дыхательной системы. Этот процесс расширения или сужения области восприятия может облегчить способность настраиваться на каждый из трёх приливов. При относительно узкой области восприятия более вероятно можно ощутить более быструю ритмичную скорость краниального ритмического импульса. Более медленные приливы Дыхания Жизни в основном пальпируются, только когда оператор работает с более широкой областью восприятия Это требует расширения понимания вместо фокусирования только на отдельной части. Когда его область восприятия расширяется, чтобы охватить всё ощущение или всю «биосферу» пациента, оператор может ощутить более медленный средний прилив [46]. С этой точки зрения легче ощутить основные силы, которые организовывают ткани.

Также оператор может расширять свою область восприятия, чтобы включить в неё весь кабинет, в котором находится, или даже целый район. Дальнейшее расширение этой области — до горизонта — обеспечивает более лёгкий доступ к тонкому ритму долгого прилива. Это — область природных и универсальных сил. в которой мы живём, также это область мифического и сфера нашего воображаемого опыта [47]. С широкой областью восприятия неизвестное может более легко сделаться известным.


Более широкий контекст


Даже несмотря на то, что в краниосакральной диагностике и лечении может использоваться широкая область восприятия, можно чувствовать то, что происходит в отдельных областях тела, однако, контекст этой информации становится более широким. Работа с этим ощущением пространства подразумевает запоминание глобального, не упуская из виду детали. Привёдем одно высказывание старого суфия: «Помните о Боге, но не забывайте привязывать вашего верблюда!» По существу, это является взаимодействием между вниманием и пониманием. Понимание — это ощущение целого, а внимание — признание индивидуального. Габриэлла Рот объясняет: «В идеальном варианте, внимание должно быть точкой сознания, перемещающейся по кругу внутри области понимания. Понимание — это лес, внимание — деревья» [48].

Упражнение для восприятия


В положении сидя с открытыми или закрытыми глазами установите свои точки опоры оператора, как было описано выше. Представьте линию, продолжающуюся от основании вашего позвоночника вниз, как будто вы бросаете якорь в землю. Затем представьте другую линию, идущую от задней части вашей головы по диагонали вниз до пола позади вас под углом приблизительно 35°. В течение нескольких мгновений постарайтесь привыкнуть к этим точкам опоры.

Отметьте качества и движения вашего лёгочного дыхания, не пытаясь что-либо изменить Переместите ваше внимание на ощущения вашего тела, когда вы делаете вдох и выдох Что вы делаете легче — вдох или выдох? Замечаете ли вы какие-либо специфические ощущения в вашем теле, когда дышите? Эти ощущения могут быть приятными, но могут иметься места, в которых вы чувствуете неудобства — просто отметьте их.

Отметьте, что отвлекает вас от осознания вашего дыхания и ощущений. Возможно, вы начинаете думать о том, что будете есть на обед, или о том, что вам нужно сделать, или же начинаете замечать звуки в комнате или на улице. Когда вы поймёте, что ваше внимание отвлеклось, мягко верните его обратно к вашему дыханию и ощущениям. Постарайтесь найти точку равновесия движения вашего внимания, т. е. найдите ваше «нейтральное положение».

Теперь нужно расширить вашу область восприятия, позволив вниманию охватить всего себя. Что вы замечаете, когда включаете в ваше понимание своё тело и окружающее пространство?

Постепенно расширяйте ваше понимание ещё дальше, чтобы включить в него всю комнату, в которой вы находитесь. Обратите внимание на то, что вы замечаете внутри этой более широкой области восприятия. Как это изменяет ощущение, которое вы имеете о себе самом?
Позвольте области вашего понимания распространиться за пределы комнаты, в окружающее пространство и до горизонта. Это не означает, что вы должны покинуть своё тело; вы можете по-прежнему оставаться прикреплёнными к земле и сосредоточенными. Вы просто расширяете внимание в пределах всё более и более широкого контекста. Что вы замечаете, когда позволяете своему пониманию расширяться до горизонта?
Медленно вернитесь в комнату, сужая область восприятия, и затем обратитесь к специфическим ощущениям вашего тела Наконец, уделите немного времени тому, чтобы ещё раз отметить ритм вашего дыхания.

Теперь мы рассмотрим, как этот навык изменения областей восприятия может использоваться в краниосакральной работе.


Восприятие среднего прилива


Средний прилив выражается как ритмичное движение, которое может пальпироваться как обширная область движения по всему телу. Это — область воплощённых в нас сил, это выражение понимания нашей биодинамической потенции в теле с относительно устойчивой скоростью, равной приблизительно двум с половиной циклам в минуту. Эта потенция входит в жидкости тела, особенно в спинномозговую жидкость, и производит их продольную флюктуацию. Эта сила непосредственно лежит в основе краниального ритмического импульса. Один пациент, который почувствовал средний прилив в ходе лечения, описал это ощущение как «удерживаемое в ладони и мягко покачиваемое жизненной силой» [49]. Средний прилив легче всего почувствовать с областью восприятия, включающей в себя всё тело и ближайшее его окружение.


Упражнение для среднего прилива


Сидя в удобном положении, легко поместите свои ладони на верхнюю поверхность бёдер Сначала просто слушайте любые впечатления, которые входят в ваши руки. Затем начните чувствовать любые качества в тканях, находящихся непосредственно под вашими руками. Позвольте вашим пальцам опереться на эти «пробки, плавающие на потоке», и посмотрите, можете ли вы ощутить тонкое движение краниального ритмического импульса в ваших ногах. Возможно, вам нужно будет сузить вашу область внимания до тканей под вашими руками, чтобы почувствовать их специфический паттерн движения, но это должно быть сделано очень расслабленно и мягко.

Как только вы ощутите, как ткани выражают своё краниосакральное движение, начните настраиваться на жидкости под вашими руками. Представьте, что ваши руки опираются на поверхность воздушного шара, наполненного жидкостью, и посмотрите, можете ли вы пальпировать её колеблющееся движение, когда жидкость движется продольно на вдохе и выдохе.

Затем расширьте область ощущения, чтобы включить в неё целое ощущение самого себя. Позвольте вашему вниманию расшириться до понимания. Переместите ваш интерес от оценки только движения тканей и жидкости и начните ощущать силу или жизнеспособность, выраженную в жидкости. Сохраняйте ваш разум относительно спокойным и расслабленным и представьте, что ваши руки действительно погружены в жидкость. Таким образом, можно переместить ваше понимание на силы потенции, переносимые в жидкости. На этом уровне восприятия вы можете заметить ритмичное движение среднего прилива, движущегося с более медленной скоростью. Вы можете чувствовать это как небольшую волну и урегулирование тканей, жидкостей и потенции, когда они совместно движутся на вдохе и выдохе.

Заканчивая это упражнение, уделите время на то, чтобы переориентироваться, сделав несколько глубоких вздохов, и слегка напрягитесь, прежде чем встать.


Объединённое движение


Возможно, после небольшой тренировки средний прилив может пальпироваться как объединённая область движения, естественно организованного вокруг средней линии тела. При помощи жидкости тела биодинамическая потенция Дыхания Жизни производит внутреннее дыхание или мотильность тканей. На этом уровне функции ткани, жидкости и потенция дышат вместе, как «единое целое» [50]. Это ритмичное выражение биодинамической потенции несёт в себе наше здоровье в клетки и ткани и организовывает их функцию.

Пальпирование среднего прилива даёт оператору важную связь с основными силами, которые организуют наше здоровье и способ, которым они компенсируют наличие напряжения или травмы.

При пальпации среднего прилива любая фиксация воспринимается как искажение внутри этой объединённой области движения, организованного вокруг фиксированной точки опоры. Внутри каждой фиксированной точки опоры имеется концентрация или накопление пойманной в ловушку потенции, состоящей из биодинамических и биокинетических сил, которые сосредоточивают и поддерживают нарушение. Эти силы лежат в основе любых сокращений или компрессий ткани. Именно наличие этих концентраций пойманной потенции затрагивает естественное равновесие первичного дыхания.

На уровне среднего прилива фиксированная точка опоры может восприниматься как специфическая концентрация или скопление фиксированных сил внутри объединённой растяжимой области. Однако, если настроиться на то же самое состояние на уровне краниального ритмического импульса, его можно почувствовать как нечто, похожее на паттерн флексии или наружной ротации одной структуры по отношению к другой. Человек, настроившийся на средний прилив, будет не только чувствовать тип паттерна, содержащийся в отдельной структуре, но также соприкасаться с силами, которые его организуют и лежат в его основе.


Восприятие долгого прилива


Долгий прилив является изначальным приливным проявлением Дыхания Жизни, появляющимся из внутренней неподвижности. Он имеет очень лёгкое и воздушное качество вдоха и выдоха со 100-секундными циклами. Это — самое тонкое сияние Дыхания Жизни, которое выражает нашу оригинальную матрицу здоровья. Чтобы получить доступ к восприятию долгого прилива, необходимо быть очень спокойным и расслабленным, а также обладать очень широкой областью восприятия. Доктор Джеймс Джилоус предположил, что «нам нужно позволить нашему пониманию выдохнуть в направлении горизонта» [51]. Когда долгий прилив делается очевидным, обычно это является признаком некоторого глубокого урегулирования и заживления, происходящего в первичной дыхательной системе пациента. Следовательно, его можно пальпировать не всегда. Однако упражнение, описанное ниже, может позволить вам более легко ощущать это явление.


Упражнение для долгого прилива


Продолжая предыдущее упражнение, легко положите руки себе на бёдра. Затем позвольте горизонтам вашего понимания расшириться вокруг вас, не только оценивая ощущение самого себя, но также охватывая всю комнату, здание, улицу и область, в которой вы живёте. Позвольте этому расширению происходить постепенно, чтобы ваша область восприятия естественно совершала выдох. По существу, это — процесс освобождения, который не может быть достигнут усилием. Отметьте любые проявления неудобства и постарайтесь не напрягаться.

Исходя из вашего восприятия среднего прилива в предыдущем упражнении, представьте, что ваши руки погружены в потенцию, которую вы, возможно, ощутили прежде. Посмотрите, не начинаете ли вы чувствовать основную силу долгого прилива, заключённую внутри среднего прилива.

Чтобы получить доступ к долгому приливу, необходимо обрести некоторое глубокое урегулирование и спокойствие внутри себя самого и обладать лёгким качеством понимания. Постарайтесь ничего не искать — просто позвольте впечатлениям входить в ваши руки. Долгий прилив имеет очень тонкое качество сияния, когда он мягко проникает в тело и окружающую его область. Вы можете чувствовать это как мерцание, которое входит в ваши руки, медленно перемещаясь со вдохом и выдохом со 100-секундными циклами. На этом уровне восприятия фиксированные точки опоры ощущаются как небольшие искажения внутри структуры этой тонкой области движения.

Медленно снова сужайте вашу область восприятия, возвращая ваше понимание к среднему приливу. В течение некоторого времени отметьте ощущения, которые вы чувствуете перед тем, как медленно встать.


Восприятие динамической неподвижности


Если мы попробуем еще более глубоко успокоиться, то сможем ощутить динамическую неподвижность, которая лежит в основе всего первичного дыхательного движения. Восприятие этого изначального состояния для многих является редким и драгоценным случаем, но мы можем мельком увидеть его. Однако, прежде нам, вероятно, придётся устранить некоторую беспорядочность нашего восприятия. Как сказал Лао Тзу, «только в тишине можно услышать урок».

Это состояние можно ощутить как нечто универсальное, находящееся за пределами двойственности субъекта или объекта. Оно не имеет никаких определяющих характеристик или качеств, поскольку это — область нашей чистой невымышленной природы. Следовательно, не существует никаких слов или понятий, которые могут правильно это описать. На этом уровне нашего бытия нет никакой фиксации и никаких условий — только покой, яркость и неподвижность. Это может быть воспринято как ощущение Изящества. Когда мы выходим из этого состояния, то что-то меняется, поскольку мы никогда не выходим тем же путём, которым вошли. Мы затронуты нашей самой глубокой природой.


Ощущение изменений


Краниосакральная диагностика включает в себя следующие живые и динамические процессы, происходящие в пациенте. В ходе лечения оператору очень важно знать о любых происходящих изменениях. Например, произошло ли освобождение сил, пойманных в ловушку в фиксированной точке опоры, или же эта точка опоры по-прежнему оказывает своё влияние? Выражают ли ткани какую-нибудь большую свободу мотильности и подвижности? Есть ли какое-либо улучшение течения жидкости и амплитуды? Выражается ли ритмичное движение с большим равновесием и симметрией вокруг своей естественной среднелинейной оси? Ощущение изменений позволяет оператору наблюдать за любым улучшением состояния и оценивать то, с чем ещё предстоит работать.

В принципе, этот процесс не заканчивается даже после смерти, поскольку Дыхание Жизни никогда не умирает. Оставляя тело, оно по-прежнему продолжает функционировать. В тибетской буддистской традиции промежуточные состояния между предыдущей и последующей жизнями называются состояниями bardo. Некоторые тибетские ламы занимаются практикой прослеживания и поддержки уходящего потока жизни во время его путешествия через состояние bardo после смерти [52].


Работа всей жизни


Усовершенствование навыков пальпации и восприятия является работой всей жизни (по меньшей мере!), для этого требуется практика и преданность делу. При помощи практики можно научиться различать многочисленные тонкости внутри первичной дыхательной системы. Эти навыки обеспечивают способность выявлять наличие процессов болезни на самом глубоком уровне физиологического функционирования. По словам доктора Магуна, рентгеновские снимки могут показать явные изменения в патологии; лабораторные тесты могут проанализировать изменения в химическом составе тела; но ни то, ни другое не может выявить мельчайшие тонкие оттенки движения, тонуса и напряжении в тканях [53].


Диагностика становится лечением


Граница между окончанием диагностики и началом лечения определена не очень чётко. Только простой акт присутствия и контакта может создать изменение. Обнадёживающей руки может быть достаточно, чтобы помочь облегчить страдания, а способность услышать проблему может быть началом её преобразования. Как только мы узнаем о создании тех или иных условий и паттернах, начинается процесс работы с проблемой. Исцеление в основном происходит во взаимосвязи. Способность оператора ясно понимать причины возникших нарушений в пределах холистической модели является важным ресурсом для разрешения проблемы. Таким образом, диагностика становится лечением; одно очень естественно перетекает в другое.

Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/186651.html
Назад: http://healthy-back.livejournal.com/186155.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/182539.html#cont
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments