Healthy_back (healthy_back) wrote,
Healthy_back
healthy_back

Categories:

Александр Лоуэн. Психология тела. Биоэнергетический анализ тела. Содержание


Бойтесь первого впечатления — оно может быть правильным

Я коротенько ещё раз поясню. Александр Лоуэн — авторитетный автор книг по психосоматике и, соответственно, терапии психосоматических проблем. Большинство современных психотерапевтов, пытающихся проводить терапию психосоматических проблем, пользуется именно его теориями и методами. Его учитель — Райх — его теории ещё более ранние и ещё менее рациональные.

При первой попытке прочтения книги Лоуэна "Психология тела. Биоэнергетический анализ тела" я подумал, что ошибся и чего-то не понимаю. При второей попытке я понял — теория Лоуэна — старое, ни на чём не основанное, догматичное унылое говно, мне это не показалось.

Суть терапии заключается в общих для всех дыхательных упражнениях и разговорах. Некий положительный эффект не исключён, но ровно того же можно добиться с помощью любой другой дыхательной гимнастики + любой другой говорильни. Никакой иной практической помощи от терапевта ожидать не следует. Часть упражнений — вредные для всех по своей механике.

Я выкладываю одну его книгу с комментариями. Больше ни на одну из его книг, или из книг Райха я лично тратить время не буду, и вам не советую. Почитать тот же материал без моих комментариев и с картинками можно здесь: http://www.aquarun.ru/psih/soma/soma4.html. Я даже не буду напрягаться вставлять картинки ввиду бессмысленности этого занятия

Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/203089.html

Содержание


Предисловие http://healthy-back.livejournal.com/202942.html#foreword
Введение http://healthy-back.livejournal.com/202942.html#intro
Глава 1. Духовность и грация http://healthy-back.livejournal.com/203089.html
Глава 2. Энергия http://healthy-back.livejournal.com/203323.html
Глава 3. Дыхание http://healthy-back.livejournal.com/203651.html
Глава 4. Благодарное тело: утрата грации http://healthy-back.livejournal.com/203923.html
Глава 5. Ощущения и чувства http://healthy-back.livejournal.com/204185.html
Глава 6. Сексуальность и духовность http://healthy-back.livejournal.com/204348.html
Глава 7. Заземление: связь с реальностью http://healthy-back.livejournal.com/204646.html
Глава 8. Структурная динамика тела http://healthy-back.livejournal.com/205093.html
Глава 9. Лицом к миру http://healthy-back.livejournal.com/205795.html
Глава 10. Успокоение ума http://healthy-back.livejournal.com/206016.html
Глава 11. Любовь и вера http://healthy-back.livejournal.com/206309.html
Глава 12. Сознание сердца http://healthy-back.livejournal.com/206507.html


Предисловие


Биоэнергетика — это современный метод психотерапии, уходящий корнями в техники работы Вильгельма Райха, австрийского психоаналитика, который обогатил психоанализ так называемой работой с телом (body-work). (Очень спорное определение. Биоэнергетика – это наука, которая изучает энергетические процессы в биологических системах http://en.wikipedia.org/wiki/Bioenergetics, пост на эту тему http://healthy-back.livejournal.com/165426.html — H.B.) Создатель биоэнергетики — американский психиатр и психотерапевт Александр Лоуэн (родился в 1910 г.) (Наглое враньё. Биоэнергетикой люди занимались тысячелетиями — H.B.) — был его пациентом, затем студентом и сотрудником. Взяв у Райха основные понятия об энергетической основе психофизических процессов, он развил свою концепцию психотерапии и основал в 50-х годах Институт Биоэнергетического Анализа в Нью-Йорке. На протяжении последующих тридцати лет возникло несколько десятков подобных учреждений во многих странах.

Биоэнергетика рассматривает функционирование психики человека в категориях тела и энергии, считая источником неврозов, депрессий и утраты самоотождествления подавление чувств, которое проявляется в виде хронических мышечных напряжений, блокирующих свободное течение энергии в организме. В раннем детстве проявляются, а затем закрепляются специфические навыки избегания боли, отчаяния и страха и способы получения безопасности и любви окружающих. Они приводят к развитию структуры характера человека, который складывается из часто искажённого образа мира и собственной личности (НЕТ таких понятий «искажённый» мир или «неискажённый». Он такой для каждого человека, каким он его видит — H.B.), ригидных схем поведения и чувств, а также ограничивающих жизненность организма паттернов "самообладания", называемых также "панцирем характера". Таким образом, физический облик человека символически отражает его психику (А также генетику, питание, все перенесённые болезни и физические травмы — H.B.).

Терапия состоит из познавания структуры характера и "оживления" замороженных в теле эмоций. Это приводит к освобождению больших запасов энергии, затрачиваемых до этого на сдерживание телесных импульсов, которые могут быть использованы в менее стереотипных, более творческих формах приспособления и развития индивидуальности. Особое значение имеет восстановление свободного дыхания, нарушение которого тесно связано со страхом.

Целью терапии является разблокирование ограничений развития личности. В центре внимания находится развитие эго и интеграция его с организмом. Удовлетворение основных эмоциональных потребностей и личных стремлений без лишних затрат энергии связывается с реалистической ориентацией в окружающем мире. Зрелая личность имеет контакт с внутренней энергетической пульсацией организма и изменяющимися чувствами. Она в состоянии в равной степени как контролировать их экспрессию, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности (например, во время оргазма, в творческом экстазе и т.д.). Она имеет доступ в равной степени как к неприятным чувствам: страху, боли, злости и отчаянию, так и к приносящим удовольствие переживаниям: сексу, радости, любви и сочувствию.

Телесным выражением эмоционального здоровья является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и с почвой под ногами (в терминологии биоэнергетики — это "заземлённсть"), ясный взгляд и мягкий приятный голос. (Мягкий приятный голос у тех, кто держит в руках пистолет — H.B.)

Сохраняя приближённую к современному психоанализу методику, биоэнергетика использует прикосновение и давление еа напряжённые мышцы, глубокое дыхание и специальные позы. Пациент выполняет упражнения, расширяющие осознавание тела, развивающие спонтанную экспрессию и психофизическую интеграцию.

Полная индивидуальная программа биоэнергетической терапии длится около трёх лет. (Бу-га-га, а почему не пяти или десяти? Это же ещё больше бабла — H.B.) Её прохождение, кроме всестороннего образования, обязательно для получения права использования биоэнергетики в терапевтической практике.

Г. И. Коледа


Введение




Мудрые люди прочитают твою прошедшую жизнь по твоему внешнему виду, походке, поведению.
Свойство природы самовыражение.
Даже самая маленькая деталь им что-нибудь показывает.
Лицо человека как зеркало отражает то. что делается внутри.

Ральф Иальдо Эмерсон



В этой книге я попробую показать, что здоровье имеет духовную сторону. Мы увидим, что субъективное ощущение здоровья — это чувство удовольствия, получаемое от тела, которое иногда достигает степени радости. Именно в таких состояниях мы ощущаем связь со всеми живыми существами и со всем миром. Боль, напротив, изолирует нас от других. Когда мы болеем, у нас не только появляются симптомы болезни, но мы также оказываемся изолированными от мира. Мы увидим также, что здоровье проявляется в грациозных движениях тела, в "сиянии" тела, а также в его мягкости и тепле. Полное отсутствие этих качеств означает смерть или смертельную болезнь. Чем мягче и пластичнее наше тело, тем ближе мы находимся к здоровью. С возрастом наше тело грубеет, мы приближаемся к смерти. (Чтобы не нести херню, нужно читать литературу о гипермобильности — H.B.)

Олдос Хаксли описывает три вида грации: грация животных, человеческое обаяние и душевное обаяние, или благодать. (Aldous Huxley, The perennial Philosophy, New York, 1954.) Душевное обаяние связано с чувством удовлетворения высшего порядка. Обаяние человека выражается в его отношении к другим, и его можно точнее определить как доброту и личное обаяние. Обаяние животных известно нам из наблюдений за их жизнью на свободе. Я люблю наблюдать за белками, играющими среди деревьев. Немногим людям удаётся хотя бы приблизиться к грации белок и их уверенности в движениях. (И что, белки живут вечно? — H.B.) Ловкий полёт ласточек вызывает у нас восхищение. Все дикие животные имеют прекрасную способность отлично двигаться. Согласно Хаксли, истинная грация человека появляется, когда он «открывается духу солнца и воздуха» вместо того, чтобы уродовать своё тело и мешать проявлению нашей врождённой духовности.

Однако, люди не живут и наверняка не в состоянии жить в той плоскости, что и дикие животные, которым (по Хаксли) принадлежит вся полнота животной грации. Такова природа человека, он должен жить сознательной жизнью. Это означает, как пишет Хаксли, что «животная грация уже недостаточна для жизни и должна быть дополнена сознательным выбором между добром и злом». Возможно ли естественное поведение, полное обаяния, если нет основы — обаяния тела? Когда человек сознательно принимает стиль поведения, исполненный грации, но она не исходит из чувства телесного удовольствия, его обаяние всего лишь фасад, построенный для того, чтобы удивлять и привлекать окружающих.

Прежде чем съесть запретный плод с древа познания добра и зла, как мы читаем в Библии, человек жил в раю без самосознания, как и другие животные. Он был невинен и знал радость жизни в образе добра. Вместе с познанием добра и зла к нему пришла ответственность за выбор, человек потерял свою невинность, он стал осознавать себя и утратил покой. Гармония, которая существовала между человеком и Богом, между человеком и Природой была нарушена. Вместо благословенного незнания, homo sapiens получил теперь проблемы и болезни. Часть ответственности за утрату гармонии Джозеф Кэмпбел приписывает христианской традиции, которая отделила душу от тела: «Христианское деление материи и духа, динамики жизни и духовных ценностей, естественного обаяния и божественной благодати, в сущности уничтожило природу .» (Joseph Campbell, The power of Myth, New York, 1988.)

За христианской традицией стоит греко-семитская вера в преобладание ума над телом. При отделении сознания от тела духовность становится чем-то интеллектуальным, а не витальной силой, в то время как тело превращается в мясо на скелете или, с точки зрения современной медицины, в биохимическую лабораторию. Тело без духа обладает низким уровнем жизненной силы, и оно полностью лишено обаяния. Его движения механические, так как в большей мере ими руководит сознание или воля. Когда дух вселяется в тело, оно дрожит от возбуждения, становится похожим на поток, стекающий со склона горы, или движется медленно, как глубокая река разлитая по равнине. Жизнь не всегда идёт гладко, но когда человек целыми днями вынужден заставлять своё тело двигаться силой воли, это означает, что его телесная динамика серьёзно нарушена, и есть опасность возникновения болезней.

Настоящая грация тела не есть нечто искусственное, — это часть естественного человека, одного из божественных существ. Однако, если она однажды утеряна, её можно обрести вновь, только вернув телу его духовность. Для того, чтобы это сделать, нужно понять, почему и каким образом его обаяние было потерянно. Но, поскольку нельзя найти потерянную вещь, если не знаешь, что конкретно потерял, мы должны начать с изучения естественного тела, в котором движения, чувства и мысли сплавляются в нечто единое и полное обаяния. Мы будем изучать тело как отдельную, саморегулирующуюся энергетическую систему, которая тесно связана с окружающей средой и от которой зависит её существование. Взгляд на тело с энергетической перспективы позволит нам понять сущность телесного обаяния и духовности тела без мистицизма. Это приведет нас к познанию связи чувствительности с обаянием. При отсутствии чувствительности движения становятся механическими, а мысль — абстракцией. Человека, душа которого полна ненависти, мы можем, конечно, наставлять заповедями о любви, но трудно ожидать, что от этого будет какая-то польза. Однако, если нам удастся вернуть ему духовность, любовь к ближнему расцветёт в нём заново. Мы изучим также некоторые нарушения, которые разрушают дух человека, уменьшают обаяние его тела, подрывают его здоровье. Сосредоточение внимания на обаянии как критерии здоровья, позволит нам понять многие проблемы эмоциональной жизни, нарушающие здоровье, а также развить обаяние, его улучшающее.

Дух и материя соединяются в понятии обаяния и доброты. В теологии доброту определяют как «божественное влияние, исходящее из сердца для того, чтобы возродить его, приблизить к Богу и сохранить». Её также можно определить как божественный дух тела. Этот дух проявляет себя в естественном обаянии тела, а также в благодарности человека всем живым существам. Обаяние и доброта — это состояние святости, целостности, связи с жизнью и с тем, что божественно. А эти понятия — синонимы здоровья.

Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/203089.html
Tags: Книги, Неврология, Психосоматика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Recent Posts from This Journal