Healthy_back (healthy_back) wrote,
Healthy_back
healthy_back

Categories:

Пробуждение тигра — исцеление травмы

Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/269628.html
Назад: http://healthy-back.livejournal.com/269254.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/268264.html#cont


6. ОТРАЖАЯ ТРАВМУ


Медуза


В этой главе мы начнём исследовать общие подходы совладания с травмой. Научившись воспринимать себя как чувствующее общественное животное, мы сможем постепенно ослабить железную хватку, которой держит нас травма, и преобразовать её мощную энергию. Однако мы не должны прямо противостоять травме, иначе мы окажемся в плену её пугающих объятий. Подобно тому, как нужно обращаться с китайской ловушкой для пальцев, мы должны аккуратно проскользнуть в травму, а затем потихоньку и незаметно выйти из неё.

В мифе, рассказывающем о Медузе Горгоне, всякий, кто смотрел ей прямо в глаза, мгновенно превращался в камень. То же самое происходит и при травме. Если мы пытаемся идти на неё в лобовую атаку, она будет продолжать делать своё дело — сковывать нас страхом. Прежде, чем Персей решил победить Медузу, Афина предупредила его не смотреть Горгоне прямо в лицо. Последовав мудрому совету богини, он воспользовался щитом, как зеркалом, в котором он видел отражение Медузы, и, сделав так, он смог отрубить ей голову. Таким же образом, победа над травмой приходит не в результате прямого сражения с ней, а через работу с её отражением, заключённым в наших инстинктивных реакциях на неё.

Травма — настолько захватывающее зрелище, что она, как магнитом, притягивает к себе внимание своих жертв. К несчастью, ситуация, поразившая их однажды, будет снова и снова поражать их. Наши телесные ощущения могут стать для нас проводником, который укажет нам, где мы переживаем травму, и приведёт нас к источнику наших инстинктивных ресурсов. Эти ресурсы дадут нам силы защититься от хищников и прочих враждебных сил. Каждый из нас обладает такими инстинктивными ресурсами. Как только мы научимся получать к ним доступ, мы сможем создать свой собственный щит, который отразит и исцелит наши травмы.

В сновидениях, мифических историях и верованиях, одним из универсальных символов, отображающим тело человека и его инстинктивную природу, является лошадь. Интересно то, что когда Медуза была умерщвлена, две вещи вышли из её тела: Пегас, крылатая лошадь, и Криозавр, воин с золотым мечом. Трудно было бы найти более подходящую метафору. Меч символизирует абсолютную истину, главное оружие защиты мифических героев. Он выражает ощушение ясности и триумфа, готовности принять чрезвычайный вызов и предельной находчивости. Лошадь символизирует инстинктивное начало, в то время как крылья создают образ движения, полёта и возвышенности над приземлённым существованием. Так как лошадь изображает инстинкт и тело, то крылатая лошадь говорит о трансформации через перевоплощение.

Крылатая лошадь и золотой меч вместе являют собой благоприятный символ тех ресурсов, которые открывает в себе травмированный человек, покоряя свою собственную Медузу.

В начале процесса исцеления мы будем использовать то, что известно как «телесно ощущаемое чувствование», или внутренние телесные ощущения. Эти ощущения станут той дверью, за которой мы обнаружим симптомы или отражения травмы. Направляя своё внимание на эти внутренние телесные ощущения, и не пытаясь напрямую сразиться с самой травмой, мы сможем развязать и высвободить энергии, которые до сих пор находились в связанном состоянии.


Телесно ощущаемое чувствование



Наши чувства и наши тела подобны водам, перетекающим друг в друга. Мы учимся плавать в энергиях (телесных) ощущений.

— Тартханг Тулку

Так же, как Персей использовал свой щит, чтобы победить Медузу, травмированные люди могут использовать своё подобное щиту ощущение, или «телесно ощущаемое чувствование», чтобы совладать с травмой. Телесно ощущаемое чувствование даёт нам ясность, инстинктивные силы и изменчивость, необходимые для преобразования травмы.

Юджин Джендлин, человек, придумавший термин «felt sense» — «телесно-ощущаемое чувствование», пишет в своей книге «Фокусирование»* (* Фокусирование. — М: Независимая фирма «Класс», 2000г.):

«Телесно ощущаемое чувствование — это не ментальное, а физическое переживание. Физическое. Это телесное осознавание ситуации, человека или события. Это — внутренняя аура, которая заключает в себе всё, что вы чувствуете или знаете о данном предмете в данное время — заключает в себе это и сообщает вам всё это сразу, а не по частям».

Телесно ощущаемое чувствование — это понятие, которое трудно определить с помощью слов, так как язык — это линейный процесс, а телесно ощущаемое чувствование — это нелинейное переживание. Поэтому попытки выразить словами это переживание приводят к Значительной потере его смысла.

Мы определяем «организм» как сложную структуру взаимозависимых и подчиненных друг другу элементов, чьи взаимоотношения и характеристики в значительной степени определяются их функциями в целостной структуре. Поэтому целостность организма представляет собой нечто большее, чем просто сумму его отдельных частей. Подобным же образом телесно ощущаемое чувствование объединяет огромное количество разрозненных данных и придаёт им определённый смысл. Например, когда на экране телевизора мы видим прекрасный образ; в действительности мы смотрим на скопление огромного количества упорядоченных точек, представленных в цифровой форме, которые называются пикселями. Если бы мы попытались сконцентрировать своё внимание на отдельных элементах картинки (на пикселях), то мы бы видели только точки, и прекрасный образ ускользнул бы от нашего внимания. Подобно этому, когда вы слушаете своё любимое музыкальное произведение, вы не обращаете внимания на отдельные ноты, но направляете своё внимание на общую ауру звучание. То, что вы испытываете, представляет собой намного больше, чем простую совокупность отдельных нот.

Телесно ощущаемое чувствование можно назвать тем средством, с помощью которого мы переживаем полноту ощущений. В процессе исцеления травмы мы концентрируем своё внимание на отдельных ощущениях, которые подобны пикселям на телевизионном экране или нотам в мелодии. Если наблюдать за этими ощущениями одновременно и вблизи, и на расстоянии, то они начинают восприниматься как фигура и фон, создавая гештальт или целостное переживание.

Каждое событие может быть воспринято двояким образом:
— как совокупность отдельных частей и
— как единое целое.

Те события, которые через телесно ощущаемое чувствование воспринимаются целостным образом, могут привести вас к откровению о том, как устранить травму. Для того, чтобы задействовать собственные инстинкты, необходимые для исцеления травмы, мы должны научиться определять и использовать признаки травмы, что становиться возможным для нас при помощи телесно ощущаемого чувствования.


Упражнение


Это упражнение поможет вам на собственном опыте получить основные представления о телесно ощущаемом чувствовании. Где бы вы ни находились, читая эти строки, устройтесь как можно удобнее.

Почувствуйте то, как ваше тело контактирует с поверхностью, которая поддерживает вас.

Почувствуйте свою кожу и то, что вы ощущаете при соприкосновении с одеждой.

Почувствуйте то, что под кожей — какие ощущения вы замечаете там?

А теперь запомните эти ощущения, и спокойно подумайте вот о чём: как именно вы определяете, что вы чувствуете себя комфортно? Из каких физических ощущений состоит ваше общее чувство комфорта?

Какие чувства приносит вам большее осознавание этих ощущений — стало вам комфортнее, или наоборот? Изменяется ли это с течением времени?

Присядьте на минутку и насладитесь телесно ощущаемым чувствованием чувства комфорта.

Хорошо!


Осознание своего тела и его ощущений делает любое переживание более интенсивным. Очень важно признавать, что переживание комфорта исходит от вашего телесно ощущаемого чувствования комфорта, а не от стула, дивана или любой другой поверхности, на которой вы сидите. К примеру, посетив мебельный магазин, вы вскоре обнаружите, что невозможно узнать, насколько удобен стул, до тех пор, пока вы не сядете на него и не прочувствуете телесно, как вы его ощущаете.

Телесно ощущаемое чувствование сочетает в себе большую часть информации, которая формирует ваши переживания. Даже если вы не сознаёте этого, телесно ощущаемое чувствование сообщает вам, где вы находитесь и как вы себя чувствуете в любой данный момент. Оно, скорее, передаёт общее переживание организма в целом, нежели объясняет, что происходит с точки зрения его отдельных частей. Возможно, лучше всего можно описать то, что представляет собой телесно ощущаемое чувствование, сказав, что это — переживание пребывания в живом теле, которое различает все оттенки окружающего мира через то, как оно реагирует на этот мир.

Телесно ощущаемое чувствование во многих отношениях напоминает поток воды, который бежит по всё время меняющемуся ландшафту. Его характер меняется в ответ на изменения окружающего пейзажа. Когда земля неровная, а склоны — крутые, движение воды быстро и энергично, она кружится и бурлит вокруг камней и обломков. А на равнине река извивается так медленно, что даже не понятно, движется вода или стоит на месте. Дожди и весенняя оттепель могут быстро увеличить объём воды, так, что она может даже затопить окрестные земли.

Таким же образом, когда наше телесно ощущаемое чувствование объясняет и определяет окружающую обстановку, мы тут же приспосабливаемся к тем условиям, в которых мы оказались. Это потрясающее общее ощущение охватывает и содержание, и атмосферу, как нашей внутренней, так и внешней окружающей среды. И подобно потоку, оно приобретает ту форму, которая сочеталась бы с этой средой.

Физические (внешние) ощущения света, звука, запаха, прикосновения и вкуса являются элементами, предоставляющими лишь часть той информации, которая формирует основу телесно ощущаемого чувствования. Другую часть этих важных данных мы получаем из внутреннего осознавания своего тела (из того, какую позу оно занимает, какие его части напряжены, какие движения оно совершает, какова его температура и т.д.). Телесно ощущаемое чувствование может быть подвержено влиянию наших мыслей — и даже изменено ими, — но сам оно не является мыслью, оно относится к тому, что мы чувствуем.

Эмоции вносят свой вклад в телесно ощущаемое чувствование, но их влияние намного меньше, чем это кажется большинству людей. «Категорические» эмоции, такие как
— печаль,
— злость,
— страх,
— отвращение и
— радость, интенсивны и непосредственны. У чувств подобного рода существует довольно мало разновидностей, их легко распознать и назвать своими именами. Но с телесно ощущаемое чувствование всё не так просто.

Телесно ощущаемое чувствование заключает в себе сложную систему постоянно меняющихся нюансов. Испытываемые нами чувства, как правило, гораздо более неуловимы, сложны и запутанны, чем это можно было бы передать словами. Читая приведённые ниже фразы, представьте, насколько больше вы могли бы почувствовать по сравнению с тем, как это выражено словами:
— Вы смотрите на вершину горы, залитую солнечным светом;
— вы видите голубое летнее небо с мягкими белыми облаками;
— горчица капает вам на рубашку как раз в то время, когда вы собираетесь на праздник;
— вы чувствуете мелкие брызги воды на своём лице, когда океанский прибой разбивается о камни и скалы;
— вы прикасаетесь к лепесткам распускающейся розы или к травинке, усыпанной каплями утренней росы;
— вы слушаете концерт Брамса;
— вы видите, как группа ярко одетых детей поёт народные песни;
— вы идёте вдоль по деревенской дороге;
— вы с удовольствием проводите время со своим другом.

Можно представить, что вы прожили день без каких-либо эмоций, но жизнь без телесно ощущаемого чувствования не просто трудно вообразить, она совершенно невозможна. Жить без телесно ощущаемого чувствования — значит, лишиться самого основного чувства — чувства, что мы живём.

Телесно ощущаемое чувствование иногда бывает неопределённым, всегда сложным и постоянно меняющимся. Оно постоянно движется, перемещается и трансформируется. Оно может варьировать по интенсивности и ясности, позволяя нам изменять своё восприятие. Оно делает это, предоставляя нам процесс, а также всё необходимое, чтобы мы могли измениться. Благодаря телесно ощущаемому чувствованию мы способны двигаться, приобретать новую информацию, устанавливать взаимосвязи друг с другом и, в конце концов, узнавать, кем мы являемся. Оно настолько неотъемлемо присуще нашему общему ощущению себя как человеческих существ, что мы принимаем его, как должное, порой даже не замечая, что оно существует до тех пор, пока не обратим на него пристального внимания.

И хотя я стал в гораздо большей степени осознавать собственные телесные ощущения, я всё же нахожу, что нуждаюсь в некотором процессе, чтобы ещё больше углубиться в телесно ощущаемое чувствование. И вы можете убедиться в этом сами, познакомившись с описанием обычного дня из жизни Питера.

Я возвращаюсь домой из города в конце загруженного дня, полного всяких дел, и сразу же тяну руку к пульту от телевизора. Но прежде, чем нажать кнопку, я напоминаю себе повременить с этим привычным способом отвлечения своего внимания и заглянуть внутрь себя. Вначале я осознаю множество бегущих мыслей. Они похожи на мушиный рой. Я позволяю этому неприятному качеству проникнуть в моё сознание. Жужжание усиливается, и моё внимание переключается на напряжённость, присутствующую в моём теле — особенно в груди. Некоторое время спустя я начинаю замечать области дискомфорта и боли — мне кажется, что они перемещаются взад и вперёд. Я замечаю, что бег моих мыслей немного затихает, если я начинаю дышать легче и глубже. Я вижу мимолетные образы событий сегодняшнего дня. Проходит ещё немного времени, и я начинаю чувствовать, как у меня в затылке нарастает боль. Я чувствую беспокойство — мои руки и ноги нервно подрагивают.

Я думаю о том, что нужно встать и чем-нибудь заняться. Но вместо этого я продолжаю сидеть. Вскоре я замечаю, что моя голова хочет кивнуть. Это движение становится ритмичным, лёгким покачиванием. Я чувствую, как мои руки теплеют, и теперь, ощущая в них небольшое покалывание, я осознаю, какими холодными они были прежде. Я чувствую еле заметное тепло в области живота, которое распространяется и усиливается, привлекая моё внимание. Звонит телефон — его быстрая трель нервирует и раздражает меня. В моих руках появляется тревожное ощущение, которое затихает, когда я вижу птиц, поющих за моим окном. Следующая вещь, которая входит в моё сознание — это образ моего старого друга. Узнав его, я ощущаю тёплые чувства. Я замечаю ощущение простора у себя в груди. В нём есть полнота, и он имеет округлую форму. Я переживаю это «чувствование образа» моего друга внутри того самого округлого простора. Ко всему этому я прилагаю слово «радость», ощущая спокойный, мягкий и пульсирующий поток, заполняющий собой мои руки и ноги, и я радуюсь (у меня появляется телесно ощущаемое чувство радости).


Позвольте телу высказать своё мнение


Существует множество причин, которые могут побуждать нас к тому, чтобы начать устанавливать более близкие связи с телесно ощущаемым чувствованием. Оно повышает наше ощущение удовольствия во время сексуальных переживаний. Оно может стать дверью в нашу духовную сущность. Исследования (о них рассказывает Джендлин в книге «Фокусирование») (http://www.klex.ru/15a — H.B.) показали, что те виды терапии, которые используют телесно ощущаемое чувствование, как правило, более эффективны, чем те, которые его не используют. Телесно ощущаемое чувствование помогает людям почувствовать себя более естественно — устойчивее, уютнее в своём собственном теле. Оно может усилить наше чувство равновесия и координации. Оно улучшает работу памяти и даёт нам более глубокий доступ к слабым и трудно уловимым импульсам, которые управляют процессом исцеления травмы. Оно усиливает нашу способность к творчеству. Именно телесно ощущаемое чувствование позволяет нам переживать благополучие, мир и ощущение связанности с другими. Именно так мы чувствуем своё «я». (Автор забывает сказать, что оно также усливает неприятные переживания и их ощущение — H.B.)

В наши дни фраза «доверься внутреннему ощущению» используется повсеместно. Телесно ощущаемое чувствование является тем средством, с помощью которого вы можете научиться слушать голос своих инстинктов. У большинства из нас недостаточно опыта для того, чтобы самим привести себя к этому осознаванию. Мы привыкли жить очень обособленно — этот способ жизни лишает нас телесно ощущаемого чувствования. Если вы являетесь одним из таких людей, то соприкосновение с телесно ощущаемым чувствованием станет для вас, вероятно, совершенно новым переживанием. Но не отчаивайтесь. Поначалу вам будет трудно, но не отступайте — всё придёт со временем. Западная культура не обучает нас воспринимать себя подобным образом. Мы учимся читать, писать, считать и так далее, но вряд ли мы встретим школу, в которой обучают чему-либо, связанному с телесно ощущаемым чувствованием. О нём никогда не упоминают дома, на улице или в любом другом месте. Никто и нигде не говорит на эту тему. Большинство людей использует это переживание каждый день, но лишь немногие осознают и признают его, и только некоторые развивают его в себе. Очень важно помнить о том, что телесно ощущаемое чувствование— это чудесная и совершенно естественная способность человека.

Те из нас, кто испытал травму, должны понимать, что обучение работать с телесно ощущаемым чувствованием может оказаться непростым испытанием.

Один из путей динамики травмы состоит в том, что он отделяет нас от наших внутренних переживаний, чтобы защитить наш организм от эмоций и ощущений, которые могут нас подавить. Какое-то время может уйти у вас на восстановление определённого уровня доверия, достаточного для того, чтобы вы смогли позволить себе пройти хотя бы через небольшое внутреннее переживание. Имейте терпение и продолжайте напоминать себе о том, что вам необязательно переживать всё и сразу. Этот героический путь нужно пройти постепенно, делая один маленький шаг за другим.
http://accion-positiva.livejournal.com/51870.html (http://healthy-back.livejournal.com/242750.html)
Травматические реакции развиваются тогда, когда действие (сражаться или бежать) невозможно или не даёт результата. Когда нет возможности ни сразиться с противником, ни спастись бегством, психо-физическая система защиты человека оказывается дезорганизованной и разрушенной. Оказываясь бесполезным, каждый из элементов этой системы остаётся в изменённом состоянии в течение долгого времени после того, как реальная ситуация опасности завершилась.

Жане писал об эффекте "растворителя" синтетизирующей способности человеческого мышления, которой обладает страх. Травмированный человек как бы выпадает из реального настоящего, из жизни в настоящем времени, его психика реорганизуется согласно "диалектике травмы" — многочисленные симптомы психотравматических стрессовых расстройств (ПТСР) организуются в три основных кластера:
— гиперактивация/повышенная возбудимость/гипербдительность — постоянное ожидание опасности
— вторжение/флэшбэк — повторяющиеся и навязчивые воспроизведения в сознании психотравмирующего события
— сужение/констрикция — повторяющиеся и навязчивые воспроизведения реакции бессилия, неспособности противостоять опасности.

Диалектика травмы меняется с течением времени: первые дни или недели после травмирующего события преобладают физиологические симптомы гиперактивации, флэшбэки и спонтанные повторные переживания травмы; эта острая симптоматика постепенно снимается после трёх-шести месяцев с момента травматического события и затем медленно идут на убыль. После нескольких лет с момента изнасилования, наиболее частыми симптомами травмы бывают специфические страхи, так или иначе символизирующие травму, проблемы в сексуальной сфере и ограничения в повседневной деятельности (например, стараться не выходить из дома одной).

По мере того, как симптомы гиперактивации и вторжения начинают ослабляться, симптомы избегания и констрикции начинают набирать силу: на первый взгляд, травмированный когда-то человек полностью восстановил свою жизнь, в которой снова преобладает безопасная рутина, но у такого человека присутствует постоянное ощущение механичности происходящего, собственной жизни "по инерции", внутреннего отчуждения и эмоциональной дистанции в отношении самого себя и окружающей обстановки, очень характерно эмоциональное и интеллектуальное "отупение" и также отсутствие чувства связи с происходящими событиями ("наблюдение со стороны", "неприсутствие в ситуации"). Внешне никакой драмы.

С течением времени травматические симптомы начинают восприниматься как окружающими, так и самим травмированным человеком, как черты характера или расстройство личности, которые препятствуют установлению нормальных отношений с окружающими — H.B..



Используйте телесно ощущаемое чувствование, чтобы слушать организм


Если мы хотим начать прислушиваться к голосу собственных инстинктов, то первым делом мы должны научиться использовать телесно ощущаемое чувствование для того, чтобы слушать этот голос. И более всего на этом пути нам поможет такое качество, как мягкость. Вступление в контакт с инстинктивной стороной своего «я» — это мощный процесс. Никогда не пытайтесь форсировать его. Не волнуйтесь и не спешите. Если в какой-то момент вы почувствуете потрясение, то, возможно, вы перестарались. В следующий раз, когда вы приблизитесь к этому повороту — сбавьте скорость. Это, без сомнения, тот случай, когда «тише едешь — дальше будешь».

Иногда телесно ощущаемое чувствование появляется медленно, а бывают моменты, когда вас просто поражает вспышка осознания, и буквально в считанные секунды вам всё становится ясно. Поэтому наилучший подход — выработать открытую и любознательную установку по отношение ко всему, что происходит.

Не пытайтесь интерпретировать, анализировать или объяснять происходящее; просто замечайте и чувствуйте его. Вам также вовсе не обязательно копаться в собственных
— воспоминаниях,
— эмоциях,
— инсайтах и тому подобных вещах.

Если они сами придут — это нормально, однако, более важно наблюдать их без интерпретации или эмоциональной привязанности; просто понаблюдать за ними и разрешить им уйти. «Принимайте его, когда оно приходит» — вот самый лучший способ изучить язык своего телесно ощущаемого чувствования. Информация может придти к вам в форме слов, картинок, инсайтов или эмоций, и всё это неизменно будет сопровождаться ощущениями совершенно иного ряда. Эти ощущения могут быть смутными и еле уловимыми, но они станут узнаваемыми, когда вы научитесь направлять внимание на очень тонкий уровень их проявлений.

Умение познавать себя через телесно ощущаемое чувствование — это первый шаг к исцелению травмы. Ранее я сравнивал это чувствование с потоком. По мере развития вашей способности обращать своё внимание на телесно ощущаемое чувствование, вы увидите, что эта аналогия — как нельзя более к месту. Реакции и отношения к людям, предметам и ситуациям, с которыми вы сталкиваетесь, проходят через ваше осознавание, как постоянно изменяющийся водный поток.

Упражнение, которое приведено ниже, является более глубокой версией предыдущего упражнения на использование телесно ощущаемого чувствования. Оно поможет вам получить ощущение того, что представляет собой этот «поток». Оно также поможет вам развить в себе способность слышать то, что хочет сказать вам ваш целостный организм.


Упражнение


Для того чтобы выполнить это упражнение, вам понадобится книга или журнал с множеством иллюстраций. Вам подойдут книги с вашего журнального столика, журналы о природе или о путешествиях, а также иллюстрированные календари. В этом упражнении вам не нужно ничего делать, просто смотрите на картинки. При чтении задействуется другая часть головного мозга, а не та, которая отвечает за наши органы чувств. Выполняя это упражнение, вам нужно сделать акцент на непосредственном восприятии.

Прежде, чем открыть книгу, почувствуйте свои руки и ноги и обратите внимание, какие ощущения возникают в них при контакте с поверхностью, которая поддерживает вас в данный момент. После этого добавьте сюда любые другие физические ощущения, которые вы сможете почувствовать, например, ощущение собственной одежды, обуви или волос. Наконец, прибавьте ещё чувствуемые вами другие ощущения, такие как
— теснота,
— открытость,
— температура,
— покалывание,
— дрожь,
— голод,
— жажда,
— сонливость и так далее.

По ходу упражнения возвращайтесь к телесно ощущаемому чувствованию для того, чтобы ваше осознавание глубже проникало в ваше тело и дыхание.

Посмотрите на первую картинку. Обратите внимание, как вы отреагировали на неё. Понравилась ли она вам, или вы остались равнодушны, а может, она вам совсем не понравилась? Какая она — красивая, умиротворяющая, странная, таинственная, навязчивая, радостная, печальная, высокохудожественная или ещё какая-нибудь? Какова бы ни была ваша реакция, просто отметьте её. Если ваша реакция состоит из нескольких элементов, отметьте, что это за элементы. Всё это вполне нормально. Мы практически никогда и ни на что не реагируем однозначно.

А теперь задайте себе вопрос:
— «Как я узнаю, что реагирую на эту картинку именно так?» Попробуйте определить телесные ощущения, которые вы испытываете, когда рассматриваете её. Некоторые из них могут быть довольно тонкими, а другие, наоборот, будут более сильными. Какими бы они ни были, просто отмечайте их.
— Чувствуете ли вы, что «энергия» движется или что она внезапно остановилась?
— Если вы чувствуете, что энергия движется, то, как именно она движется — медленно, быстро, и в каком направлении?
— Есть ли у вашего ощущения какой-то ритм?
— Находится ли оно в какой-либо определённой части вашего тела?
— Какие ощущения вы при этом испытываете — напряжение, свободу, комфорт, расслабленность, покалывание, тяжесть, лёгкость, холод, скованность, тепло, энергичность или что-либо другое?

Обратите внимание на своё дыхание и сердцебиение. Отметьте, что чувствует ваша кожа, и как себя ощущает ваше тело в целом. Переживание любого из этих ощущений станет для вас отправным пунктом.

На несколько минут остановитесь, сосредоточьтесь на своих ощущениях и посмотрите, изменятся ли они. Они могут остаться теми же, а могут исчезнуть, стать сильнее или слабее или измениться, став чем-то другим. Отмечайте динамику их развития. Что бы ни происходило, просто отдавайте себе в этом отчёт. Если ваши ощущения стали доставлять вам неудобство, просто на некоторое время переключите своё внимание на что-нибудь другое.

Перейдите к следующей картинке и повторите всё с начала. Когда этот процесс станет для вас достаточно хорошо знакомым, вы можете начать просматривать книгу или журнал с той скоростью, которая для вас удобнее всего. Если вы только начинаете учиться использовать телесно ощущаемое чувствование, то вам, наверное, будет легче находить к нему доступ, продвигаясь медленно, фокусируясь главным образом на чувствовании и ощущении.


Далее я предлагаю вам несколько упражнений, направленных исключительно на работу с физическими и эмоциональными ощущениями, связанными с травмой. Так как определённые эмоции тесно переплетаются с травматическими симптомами, вам необходимо научиться исследовать их. К тому же, поскольку эмоции бывают мощными, непреодолимыми, драматичными и захватывающими, то они могут сильно затруднять работу с телесно ощущаемым чувствованием. Большинство людей находит эмоции гораздо более интересной темой для исследования, чем обычные ощущения. Однако, если вы действительно хотите научиться использовать чувствование ощущения, и, особенно, если вы хотите научиться использовать телесно ощущаемое чувствование для того, чтобы исцелить травму, вы должны научиться распознавать физиологические проявления (ощущения), которые лежат в основе ваших эмоциональных реакций.

Ощущения исходят из симптомов, а симптомы возникают из сжатой энергии; именно с этой энергией нам приходится работать в этом процессе. Через ощущения и телесно ощущаемое чувствование эта огромная энергия может быть постепенно разряжена и использована для трансформации травмы.

Я хочу вновь упомянуть о том, чтобы вы
— оставались мягкими и спокойными,
— не спешили и не волновались, а также
— не допускали никаких интерпретаций или оценок того, что вы переживаете.

Просто позвольте тому, что вы переживаете, привести вас к следующему переживанию. И хотя это упражнение может показаться вам знакомым, попробуйте подойти к нему со свежим восприятием, как будто вы никогда раньше не делали ничего подобного — и тогда вы извлечёте из него гораздо больше пользы.

Упражнение


Вместо того, чтобы использовать книгу или журнал, в этом упражнении вы будете использовать фотографии и памятные вам вещи. Семейный фотоальбом или альбом с вырезками, напоминающими о какой-нибудь поездке или об одном из ранних периодов вашей жизни, подошёл бы лучше всего. Все фотографии, которые вы будете использовать, должны изображать людей, известных вам достаточно хорошо, или места, в которых вы бывали. Ещё раз напоминаю: в этом упражнении вам не нужно ничего делать — просто смотрите на картинки.

Начните чувствовать свои руки и ноги и обратите внимание на то, что вы ощущаете в тех местах, где ваши конечности контактируют с поверхностью, которая поддерживает вас. Добавьте к этому любые другие физические ощущения, которые вы испытываете в данный момент. Повторяя это, временя от времени по ходу всего упражнения, вы поможете своему осознанию ещё глубже проникнуть в ваше тело.

Обратитесь к первой фотографии (или к первой странице, если вы используете альбом с вырезками). Обратите внимание на то, как вы реагируете на неё.
— Какие эмоции она пробуждает в вас?
— Каким вы себя ощущаете
— счастливым,
— приятно удивлённым,
— напуганным,
— расстроенным по неясной причине,
— смущённым,
— печальным,
— злым,
— исполненным любви,
— благодарным,
— сбитым с толку,
— полным ненависти,
— раздраженным,
— испытывающим отвращение,
— просто тоскующим по прошлому
— или каким-то ещё?

Каждая из этих эмоций переживается по-разному. Какой бы ни была ваша реакция, просто отметьте её. Если у вас появилось несколько реакций одновременно, обратите внимание, какие они.
— Ваша реакция сильная или умеренная?
— Откуда вы знаете то, что она сильная или умеренная ? Если вы можете ответить на этот вопрос с точки зрения ощущений вашего тела, то вы уже находитесь на пути к овладению умением использовать скрытую физиологическую основу своих эмоций.

А теперь задайте себе вопрос: «Как я узнаю, что именно такова моя эмоциональная реакция на это изображение?» Попробуйте определить, какие именно ощущения лежат в основе вашей реакции. Некоторые ощущения могут быть сильными, а некоторые — более тонкими. Какими бы они ни были, просто отмечайте их.

— Чувствуете ли вы какое-либо напряжение или энергию?
— Если да, то насколько они сильны, и где расположены?

Обратите внимание на своё дыхание, сердцебиение и на то, как напряжение распределяется по вашему телу. Обратите внимание на то, что чувствует ваша кожа.
— Как чувствует себя ваше тело в целом?
— Какова ваша реакция —
— напряжённая,
— мощная,
— туманная,
— гладкая,
— неровная,
— запутанная,
— застывшая,
— жаркая,
— потерянная,
— липкая,
— расслабленная,
— тяжёлая,
— лёгкая,
— прохладная,
— глубокая,
— тёплая,
— бодрящая,
— покалывающая,
— вибрирующая,
— дрожащая,
— неприятная,
— нескончаемая
— или какая-то ещё?
— В какой части тела вы чувствуете это?
— Если вам кажется, что это ощущение становится слишком большим по величине, спросите себя: из какого материала оно, на ваш взгляд, могло быть сделано?
— Если вы чувствуете какое-либо перемещение энергии, то, как именно она перемещается:
— медленно,
— быстро,
— в каком направлении?
— Присутствует ли в вашем ощущении какое-либо нарастание?
— Где именно оно располагается? Будьте как можно более точны.
— Откуда вам известно, что ваша реакция — именно такая?

Если вы вдруг заметите, что начали употреблять слова, которые обычно рассматриваются как признаки выражения эмоций, возьмите каждое из этих слов и спросите себя: «Откуда мне известно, что сейчас я испытываю эту эмоцию?»

Так как эмоции обычно основаны на событиях прошлого, то фотографии или памятные вещи могут вызвать у вас воспоминания об этих событиях. Если это произойдёт, точно так же отмечайте те ощущения, которые приходят вместе с этими воспоминаниями. Постоянно напоминайте себе, что вам нужно просто чувствовать и описывать то, что вы чувствуете, и воспринимать всё это как ощущения, а не как мысли или эмоции.

Возьмите следующую фотографию и повторите этот процесс.

Помните о том, что вы должны продвигаться достаточно медленно, чтобы вы могли заметить те ощущения, которые возникают у вас в ответ на увиденный образ. Посмотрев на очередную фотографию или страницу альбома, задержитесь ненадолго, сосредоточьтесь на своих ощущениях и посмотрите, изменятся ли они. Они могут остаться такими же или вовсе исчезнуть, а могут также и стать сильнее. Что бы ни происходило, просто отмечайте это.

Если ваши чувства или ощущения станут слишком интенсивными или неприятными — целенаправленно переключите своё внимание на какое-нибудь приятное переживание, либо испытанное вами когда-то, либо воображаемое. Все своё осознавание сконцентрируйте на телесных ощущениях, которые вы испытываете при этом переживании. Переключение внимания на другие ощущения поможет уменьшить интенсивность неприятного чувства.

Помните о том, что травма, не пришедшая к разрешению, может иметь огромную силу. Если вы почувствуете, что эти упражнения или любой другой материал этой книги продолжает оказывать на вас подавляющее воздействие, то, пожалуйста, остановитесь и попробуйте повторить всё это некоторое время спустя, или обратитесь за помощью к квалифицированному профессионалу.

Если перед вашим мысленным взором возникнет образ какого-то ужасного зрелища, то всё же постарайтесь мягко отмечать те ощущения, которые приходят вместе с ним. Иногда, если ощущения достаточно сильны, то первым приходит зрительный образ. В конце концов, именно ощущения помогут вам пройти через травму — какой бы она ни была.

Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/269628.html
Назад: http://healthy-back.livejournal.com/269254.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/268264.html#cont
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments