Healthy_back (healthy_back) wrote,
Healthy_back
healthy_back

Category:

Бодинамика

Назад: http://healthy-back.livejournal.com/351912.html
Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/352607.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/350196.html#cont

Структура Потребности: от рождения до 8 месяцев


Тема: Ощущение собственных потребностей и получение базового удовлетворения.

Ранняя позиция: Отчаяние. Ребёнок не может распознать потребностей и собственных способностей их удовлетворения.

Поздняя позиция: Недоверие. Ребёнок путает потребности. Он уверен, что другие не дадут ему то, что ему необходимо, или дадут что-то не то.

Здоровая позиция: Само-удовлетворение. Ребёнок способен определить свои потребности, действовать для их удовлетворения, и откладывать при необходимости это удовлетворение.

Начало: Начинается с первыми произвольными сосательными движениями и намеренным хватанием. Поскольку возраст Потребности в основном характеризуется установлением произвольного контроля над рефлекторными действиями, начало стадии определяется торможением этих первичных рефлексов. Это определяет и начало формирования границ.

Окончание: Заканчивается, когда нервные связи с кистями рук и пальцами уже достаточно развиты, что делает руки более чувствительными к различным формам, чем рот. До этого рот остаётся первичным органом исследования реальности.

Фокус: Фокусировка на процессах, связанных с потребностями. Через взаимодействие с человеком, осуществляющим уход за ним, ребёнок научается распознавать и дифференцировать собственные потребности, действовать для их удовлетворения, принимать и поглощать, чувствовать насыщение и справляться с откладыванием удовлетворения. Этот процесс происходит во взаимодействии, и ребёнок этого возраста зависит от глубокой связи со взрослым и точного отзеркаливания, что необходимо для придания смысла его внутренним ощущениям.

Базовый принцип соматической психологии развития заключается в том, что установление произвольной деятельности является центральным для формирования эго. Переход от рефлекторных систем к произвольным — одна из ключевых движущих сил стадии Потребности. Наиболее очевидно это прослеживается на примере кормления. Сосание развивается рефлекторно на стадии Существования, когда ребёнок ещё находится в матке. Вскоре после рождения младенец обучается сосать произвольно. Исследователи считают появление пауз в сосательном паттерне месячного ребёнка индикатором произвольной активности.

В возрасте 5-6 месяцев сосательный рефлекс исчезает и сосание должно стать полностью произвольным. Этот момент является важной вехой в процессе удовлетворения потребностей, т.к. постепенно устанавливая контроль над сосанием, ребёнок становится активным участником этого процесса.

Базовыми навыками процесса удовлетворения потребностей в порядке их развития являются:
— способность выразить потребность, принять питание и усвоить его;
— способность различать потребности и распознавать наступление насыщения;
— способность самостоятельно удовлетворять свои потребности.

Развитие этих навыков делает возможным откладывание удовлетворения.

Откладывать удовлетворение ребёнок обучается на поздней фазе стадии Потребности. И хотя об этой способности часто говорят как о чём-то, присущем взрослым, с точки зрения естественного развития самоконтроля ребёнка откладывание удовлетворения потребностей даёт ребёнку усиление ощущения себя во взаимодействии с матерью.

Кроме того, во время отсрочки удовлетворения пищевой потребности ребёнку есть куда направить внимание, потому что мир вокруг становится всё более интересным! Кого волнует еда в таком захватывающем мире! Грудь становится скорее рестораном быстрого питания на пути у ребёнка. Ползание, поиск, достижение — вот что ждёт впереди!

У ребёнка на поздней фазе стадии Потребности образуется напряжение между возможностью создания безопасных, «подпитывающих» отношений с матерью и его устремлённостью в окружающий мир. Стадия Потребности частично перекрывается со следующей стадией установления автономии.

Десятимесячный ребёнок может быть настолько увлечён ползанием, что не сможет остановиться, даже будучи обессиленным. Он борется за установление баланса между импульсом познавать мир и потребностью в отдыхе и еде. На установление такого баланса сильное влияние оказывают действия окружающих взрослых. Сверхопекаемый или депрессивный ребёнок может застрять в невозможности удовлетворить свою потребность, если ограничено его стремление познавать мир. Если же форсируется преждевременная самостоятельность ребёнка, он может отказаться от удовлетворения базовых потребностей в отдыхе и питании.

Когда ребёнок голоден, изменения в паттернах его движений и плача должны привлечь внимание взрослого, который принест ему еду. Оживлённое поглощение пищи сменяется чувством насыщения. Переживание ребёнком собственных потребностей и восприятие готовности взрослого распознавать и насыщать эти потребности являются чрезвычайно важными элементами установления связи ребёнка этого возраста с миром. Через эту готовность ребёнок становится способным дифференцировать свои потребности и чувствовать насыщение.

Ребёнок воспринимает и переживает этот опыт через висцеральные проприоцептивные ощущения и вегетативные состояния. Интернализуя со временем эти паттерны, ребёнок научается принимать свои потребности и формировать глубокие связи с окружающими.

Приходящая с возрастанием моторных возможностей ребёнка автономия позволяет ему удовлетворять больше своих потребностей и уменьшает его зависимость от матери. На этой стадии величайшей зависимости ребёнка ясность его понимания себя и мира обуславливается качеством родительского отзеркаливания. Приведём в качестве примера взаимодействие матери и её трёхмесячного ребёнка. Слыша плач ребёнка, мать проверяет основные причины плача — не голоден ли ребёнок, в каком состоянии его подгузник, когда он в последний раз спал, смотрит его испражнения, температуру, или, может быть, его заинтересовали предметы, до которых он не может дотянуться. Она ходит с ребёнком, держит его, прыгает, смотрит, не хочет ли он поиграть. Всё бесполезно. Тогда она поднимает ребёнка перед собой, держа на расстоянии вытянутой руки, и говорит: «Я не могу понять, что ты пытаешься сказать мне». Ребёнок останавливается на полувопле и пристально смотрит на мать, несомненно, удовлетворённый таким прямым контактом. Мы не знаем в чём была первичная потребность ребёнка и была ли она понята матерью, но мы знаем, что контакт был установлен и ребёнок почувствовал, что его признают и он в безопасности.

В приведённом ранее примере из структуры Существования участник семинара в результате работы с хватательным рефлексом оказался в умиротворённом, похожем на транс состоянии. Клинический материал, полученный в результате работы с ранней структурой Потребности, свидетельствует о том, что визуальные впечатления ребёнка первых месяцев жизни обладают качеством, сходным с тем, что описывают ясновидящие. Дети и взрослые, описывая опыт ранних зрительных восприятий, говорят об облаках цвета, которые ассоциируются с качествами личности или эмоциями людей, которых они видят перед собой.

Работа с произвольными движениями стадии Потребности часто приводит к более ясным, направленным движениям и более чёткому осознаванию. В следующем примере произвольное схватывание начинает преобладать над рефлекторным.

Клиент пытался разобраться в терапии с чувствами подавленности и одиночества, связанными со сложной ситуацией на работе. Терапевт предложил ему делать осознанные хватательные движения, соответствующие 3-5 месячному возрасту стадии Потребности, начиная с движения мизинцем (при этом используется специфическая мышца — flexor digiti minimi - короткий сгибатель мизинца), и добавляя безымянный и средний пальцы. Поначалу это движение не удавалось клиенту, что вызывало у него какое-то неопределённое чувство. Когда он стал использовать правильные мышцы, у него появилось ясное понимание того, что ему необходимо и чего он хочет в рабочей ситуации. Эта внезапная ясность сразу же привела его к ощущению своих прав, полномочий и готовности направлять свои действия не только в соответствии с внешними требованиями, но и в согласии со своими потребностями.

Способность распознавать собственные потребности и действовать для их удовлетворения — один из базовых навыков эго.

По сравнению с примером из структуры Существования клиент в данном случае оставался полностью в сознании, движения руки и кисти не были рефлекторными. И именно из опыта точного произвольного хватания, точных требований и способности их выполнения родилось чувство уверенности в своих полномочиях и возможностях.

Этот короткий пример иллюстрирует здоровый опыт развития младенца первых шести месяцев. Здоровый паттерн был активирован как ресурс в связи с проблемной ситуацией клиента. Понятно, что этот ресурс был неосознанным, однако он был близок к осознаванию: вначале клиент не мог достичь ясности, однако потом, «поймав» правильное движение, сразу же получил доступ к ресурсу.

Этот пример демонстрирует наше убеждение, что существенной частью терапии является стимуляция терапевтом доступа клиента к ресурсным состояниям, близким к осознаванию, а не поднятие трудного для интеграции материала из глубокого бессознательного. Для младенца сказанное соответствует разнице между хорошим и плохим родительским отзеркаливанием. При хорошем отзеркаливании, необходимом для создания у ребёнка правильного ощущения самого себя, родитель распознаёт, когда ребёнка надо кормить, а когда позволить ему исследовать и практиковать новые возможности, ведущие к развитию у него чувства личного успеха, собственного достижения.

На стадии Потребности ребёнок продолжает развивать и совершенствовать свою способность к произвольным движениям. Способность ориентироваться и передвигаться по направлению к интересующим ребёнка объектам даёт ему возрастающее чувство собственных полномочий: «Я вижу вещь, которую хочу потрогать, но отсюда я не дотянусь. Как мне до неё добраться?» Это инициирует перекатывание и ползание, сначала на животе, потом на четвереньках. Предыдущие навыки произвольного хватания, обретения опоры и сосания принесли ребёнку ощущение устойчивости и ясности своих потребностей. Эти навыки обуславливают направление и намерение действий. Новые навыки передвижений являются основой для поддержания чувства направления, которое впервые появилось при рождении, когда ребёнок использовал свою силу для передвижения в желаемом направлении.

Способ ползания будет «окрашен» этим предыдущим опытом. Если он был неблагоприятным, ребёнок будет колебаться в нерешимости мобилизовать все свои силы для движения туда, куда ему хочется и нужно. Если опыт оказался поддерживающим и ресурсным — ребёнок будет передвигаться уверенно.

Передвижение в возрасте Потребности в свою очередь дает ребёнку возможность переоценки опыта «выхода в мир». Хороший опыт может изменить неприятный след, оставленный опытом рождения, а плохой — подтвердить и усилить его. Таким же образом может измениться и хороший «отпечаток» опыта рождения.


Границы

Первое ощущение собственных границ ребёнка связано с тем, как с его границами обращаются взрослые. Таким образом, развитие границ ребёнка зависит от границ его родителей или ухаживающих за ним взрослых. Решающим фактором в овладении ребёнком навыком контейнирования будет его опыт переживания, насколько родители, обслуживая его потребности, могут сдерживать собственные. Если родители готовы заботливо откликаться на потребности и огорчения ребёнка и не пытаться удовлетворить свои собственные нужды через связь с ним, во внутренней карте ребёнка его потребности и чувства будут безопасно окружены энергией взрослых.

Заканчивается стадия развития, которую мы называем стадией Потребности, в промежутке от 1-1,5 до 2 лет, когда кончики пальцев рук ребёнка становятся более чувствительными, чем его рот и губы. Ребёнок использует рот как основной инструмент получения информации о мире всё меньше и меньше, возрастает его интерес к исследованию мира через прикосновения.


Структура Автономии: от 8 месяцев до 2,5 лет


Тема:
Организация импульса деятельности.

Ранняя позиция: Невербальное изменение деятельности. Собственные импульсы и чувства ребёнка легко теряются или так и не распознаются. Ребёнок меняет фокус деятельности и внимания, не оповещая об этом других людей.

Поздняя позиция: Вербальное изменение деятельности. Ребёнок активно меняет фокус внимания и разговора для избегания неприятных чувств, особенно чувства беспомощности.

Здоровая позиция: Эмоциональная автономия. Ребёнок подмечает свои импульсы и чувства, признаёт их своими и может действовать, исходя из них.

Начало: Начинается в 8 месяцев с овладением ползанием на животе, которое вместе с перекатыванием является одним из первых навыков движения ребёнка «в» мир. До этого ребёнок тянул предметы («двигал мир») к себе.

Другим признаком наступления стадии является новый уровень координации движений глаз-рука, позволяющий ребёнку выбирать, к какому предмету тянуться, а не пытаться хватать всё подряд.

В семь месяцев устанавливается бинокулярное видение, что существенно расширяет поле зрения. Ребёнок практикует способность к специфическому фокусу зрения и внимания, что делает для него возможным брать маленькие предметы, захватывая их между большим, указательным и средним пальцами («пинцетом»).

Окончание: Заканчивается с началом развития абстрактного рассуждения, например, способности классифицировать вещи по форме («положи предметы, похожие на этот сюда, а похожие на этот — туда»), способности различать невидимые объекты (например, определять на ощупь под столом прежде знакомые игрушки). Ребёнок уже достаточно хорошо понимает речь, чтобы выполнять просьбы, не сопровождаемые жестами. Он может контролировать работу сфинктеров, не используя подколенные мышцы, что делает для него возможным сидеть на горшке без поддержки. При ходьбе он опирается на всю (плоскую) ступню.

Фокус процессов автономии: Ключевыми словами этой стадии являются «дифференциация» и «чувство реальности». Ребёнок развивает способность
— дифференцировать варианты и виды деятельности,
— распознавать собственные импульсы и фантазии и следовать им,
— различать и выражать чувства и эмоции.

Используя способность двигаться «в» мир по собственному желанию, ребёнок может достигать независимости и автономии. Исследуя и практикуясь, ребёнок учится тестировать реальностью собственные ощущения и окружающий мир. Ребёнок учится устанавливать баланс между безопасностью (базовой потребностью) и приключением, а также между своими собственными потребностями и импульсами и ожиданиями других людей.

В то время как стадия Потребности характеризуется научением ребёнка направлять свою деятельность в процессе удовлетворения потребности, на стадии Автономии наблюдается взрыв активности, направленной на исследование мира. Ребёнок следует за своими импульсами и действует, получая удовольствие от самой активности. Это становится возможным, поскольку в развитии ребёнка этого возраста пересекаются сразу несколько процессов.

На интрапсихическом уровне: создание внутреннего образа внешнего мира придаёт фокус импульсу. Это совпадает с возрастанием способности сохранения константности объекта.

На психомоторном уровне: приобретается огромное количество новых навыков, которые должны быть интегрированы и протестированы реальностью.

На межличностном уровне: в процессе тестирования реальности ребёнку необходима соответствующая помощь родителей, однако он часто не желает, чтобы ему помогали. При сверхопёке ребёнок не прилагает усилия для овладения новыми навыками или чувствует себя «переполненным», подавляемым родителями. Родители также могут наоборот ожидать от ребёнка, что он будет самостоятельно делать то, чего в силу возраста он делать ещё не в состоянии, например, одеваться без их помощи в возрасте полутора лет, или настойчиво поощрять его вставать или делать что-то быстрее, чем он может. Такие действия будут толкать ребёнка на ускорение собственного темпа развития для того, чтобы быть принятым родителями, и могут привести его к мысли, что он не может попросить о помощи, даже когда она ему нужна.

Опираясь на наблюдения и установление корреляций между естественными для этой стадии паттернами движений и действий и формированием личностных особенностей ребёнка, бодинамический анализ утверждает, что именно на стадии Автономии у ребёнка устанавливается и фиксируется основной паттерн его отношения к собственным импульсам и общей активности вообще. Ребёнок приобретает огромное количество новых моторных навыков, практикует их, переключаясь с одного на другой. Поэтому можно сказать, что базовым моторным и когнитивным стилем этого возраста является изменение деятельности, переключение с одного вида активности на другую.

Если ребёнок фрустрирован на ранних этапах стадии или если фрустрация сильна, он может утратить импульс к активности, не осознавать формирования импульса, расти с чувством внутренней пассивности по отношению к любого рода начинаниям и невозможности получения удовлетворения от своей деятельности. Став взрослым, он часто будет пассивно сопротивляться изменениям и выбору направления деятельности.

Такая картина характерна для ранней позиции стадии Автономии.

В поздней позиции стадии, когда фрустрация мягче или проявилась на поздних этапах, ребёнок будет использовать свой импульс к действию в качестве защиты от чувства беспомощности и ощущения, что взрослый его «поглощает, заглатывает». Для предотвращения появления нежелательных чувств такой ребёнок будет активно менять деятельность и тему разговора.

Использование импульса к действию в качестве защиты можно наблюдать у сверхактивных взрослых людей, работающих одновременно в нескольких местах, состоящих в нескольких клубах, имеющих множество друзей, но испытывающих при этом недостаток центрированности и реально близких отношений.

Лоуэн для описания типа характера, формирующегося в этом возрасте, использует название «психопатический». Он описывает обаятельную, но не эмпатичную, манипулятивную личность, преследующую в основном эгоистичные цели. В нашем описании структуры Автономии также упоминаются эти качества, однако биоэнергетика упускает важный аспект характера — его необходимость в обеспечении защиты. Люди могут чувствовать, что ими манипулирует человек, который сам не знает, чего хочет (ранняя позиция), или который постоянно «перескакивает с одного на другое» (поздняя позиция). Необходимо понять, что такое поведение — способ самозащиты.

В Лоуэновском описании психопатического характера смешиваются пассивная и активная позиции, что приводит к путанице. Кроме всего прочего, мы считаем, что «настоящий» психопат, человек, который не способен к эмпатии и угрызениям совести, не связан со стадией Автономии. Основой психопатического расстройства является тяжёлая ранняя внутриутробная травма.


Независимость — потребность в помощи

В течение данного возрастного периода ребёнок начинает устанавливать ограниченный контакт с матерью, в отличие от контакта-слияния, характерного для предыдущих периодов. Матери следует реагировать на это одновременно с радостью по поводу независимости и новых успехов ребёнка и с адекватным вниманием к нему.

Сепарация подготавливается возникающей с восьми месяцев моторной способностью ребёнка к отпусканию и его увлечённостью исследованием мира. Ребёнок настолько глубоко поглощён этим новым опытом, что продолжает практиковаться во вставании и игре с новыми объектами, даже будучи крайне утомлённым и голодным. Переставая идентифицировать себя со своими потребностями, научаясь откладывать удовлетворение даже самых базовых из них, идентифицируя себя больше с пылкой страстью к познанию, ребёнок пересматривает свои отношения с матерью. Малер называет этот процесс «романом с миром».

Если ребёнок чувствует, что его родители принимают и поддерживают эти изменения, он будет чувствовать себя принятым и в своих эмоциях и действиях. У него рождается внутреннее ощущение: «Мои действия и моё обаяние — это и есть я». Родители должны понимать это, реагируя адекватным отзеркаливаением.

Позже на этой же стадии ребёнок постепенно научится отделять своё ощущение себя от вещей и действий, приводящих его в такой восторг, а также свои импульсы от руководящих действий родителей. Ребёнок приходит к завершению этой стадии с ощущением: «Я могу быть самим собой, с моими собственными чувствами, которые никто не может отобрать у меня; с моими собственными действиями, для завершения которых мне иногда нужна помощь».


Тестирование реальности

С началом передвижения в пространстве у ребёнка начинается новый горячий период развития. Он начинается в восемь месяцев, когда ребёнок начинает ползать (сначала по-пластунски) и передвигаться по направлению к объектам, вследствие чего расширяется поле его зрительного восприятия. Постепенно его вторжение в новую область деятельности становится более сильным и направленным.

К десяти-одиннадцати месяцам ребёнок может представить что-то, что он хотел бы сделать, и постараться это немедленно сделать. Реальная возможность оперировать вещами и учитывать собственный опыт приводит к становлению чувства реальности.

Новорожденный ребёнок нуждается в помощи, чтобы не быть переполненным болезненным опытом. Манипулируя вещами и экспериментируя, ребёнок данной стадии постоянно соотносит свои впечатления от происходящего и внутренние образы с тем, что он делает и может сделать.

В начале этого процесса, когда ребёнок только ещё изучает свои возможности, его внутренние образы этих возможностей часто довольно далеки от реальности.

Пример: одиннадцатимесячный мальчик наблюдает за матерью, которая пылесосит. Он радуется от мысли, что может повторить её действия и пытается это проделать. Мать позволяет ему поиграть с пылесосом, но он ещё не способен повторить то, что делает мать, он даже не может сдвинуть пылесос с места. Его образ себя подвергается проверке реальностью и оказывается нереалистичным. Поскольку ребёнок ещё не отделяет ощущение себя от образа себя, поскольку он ещё «слит» с этим образом, он переживает распад образа как разрушение себя.

Способность разделения образа себя и ощущения собственного self является естественной задачей возраста Автономии.

Проблема несоответствия образа того, что мы можем делать, и того, что мы на самом деле можем, часто описывается как проблема нарциссизма. Согласно Малер, «стадия практики умений», которая достигает своего пика в восемнадцать месяцев, является краеугольным камнем здорового формирования нарциссического образа себя, возникающего из сильного возбуждения ребёнка по поводу своих достижений («Смотрите, что я могу сделать!»).

Марчер, будучи абсолютно согласной с основными наблюдениями Малер, придавала особое значение развитию «эмоциональной автономии». Марчер подчёркивала, что на этой стадии развития ребёнок учится распознавать свои эмоции и отделять их от ядра self и от событий, вызывающих эти эмоции. Для ребёнка это означает, что другие люди не могут «отобрать» у него его чувства и импульсы, что те и другие могут существенно меняться, не угрожая при этом ядру self.

Бодинамический анализ считает структуру Автономии основополагающей для понимания нарциссических и пограничных личностей (Bentzen, М., 1996, рукопись).

Одной из важнейших задач стадии Автономии является установление баланса между всеми быстро развивающимися способностями ребёнка. Их многообразие даёт ребёнку первый опыт
— балансирования разных степеней зависимости,
— подчинения защитным рефлексам (например, рефлексу падения),
— разной степени потребности в помощи, а также
— желания доставляющего удовольствия контакта с людьми и предметами.

Такого рода баланс можно увидеть у взрослых при выполнении ими известного упражнения на доверие, когда один партнёр падает, а другой его ловит. Установление баланса между доверием, физическим равновесием и падением является проблемой для многих взрослых людей.

Следующий пример иллюстрирует влияние страха падения на базовое чувство реальности. Взрослая женщина при работе с рефлексом падения испытала сильный страх перед тем, чтобы позволить себе упасть назад из положения сидя, несмотря на знание, что она может поддержать себя выставленными назад руками. После того, как терапевт сел сзади и несколько раз поймал её, она испытала заметное снижение уровня страха. Она также почувствовала, что пол внезапно стал реальным, она смогла довериться ему без страха провалиться и исчезнуть. Кроме того, она ощутила возможность быть более «реальной» в отношениях с присутствующими людьми и не прятать внутреннее чувство беспомощности.

Её опыт соотносится с основным содержанием стадии Автономии, а именно — с установлением баланса между социальным и внутренним self. Изменения в восприятии клиенткой пола произошли в результате работы с балансом, доверием терапевту и рефлексом падения. Данный пример иллюстрирует, насколько тесна связь между заземлением и балансом, особенно в данном возрастном периоде.

Обучаясь сидеть и стоять, ребёнок устанавливает совершенно новые отношения с землей, которые позволяют ему использовать такие же формы передвижения, как и окружающим взрослым. Его удовольствие и восторг от того, что он может это делать, частично идёт от исключительной радости от успеха, а частично от ощущения себя похожим на других. При этом активируются новые рефлексы. Сенсорные импульсы, идущие от подошв ног, помогают ребёнку удерживать тело в вертикальной позиции. Его отношения с гравитацией и полом соответствуют появляющемуся чувству реальности. С одной стороны, пол — это опора, на которой ребёнок может посидеть и отдохнуть, с другой, если на него внезапно плюхнуться из вертикальной позиции, будет больно. Стояние и хождение отражают двойственную природу отношений ребёнка с полом. Ребёнок получает поддержку от пола и на нём ему безопасно, при этом он отрывает себя от пола для исследования окружающего мира.

Интересно, что этот физический процесс отражает сходное развитие когнитивной сферы. На когнитивном уровне ребёнок глубоко заинтересован в отношениях с предметами и людьми, он исследует фактическую сторону этих взаимоотношений. С другой стороны, он формирует нереальные и не соответствующие фактам образы событий («я, который пылесосит»). Внезапное падение с высоты пылкой, но нереальной идеи, может быть болезненным. Понимание «Я не могу управиться с пылесосом» разрушает у ребёнка идеальный образ себя.

Назад: http://healthy-back.livejournal.com/351912.html
Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/352607.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/350196.html#cont
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments