Healthy_back (healthy_back) wrote,
Healthy_back
healthy_back

Categories:

Бодинамика

Назад: http://healthy-back.livejournal.com/355654.html
Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/356505.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/350196.html#cont

Эрик Ярлнес,
Лизбет Марчер

МОДЕЛЬ BODYKNOT

ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ, КОММУНИКАЦИИ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ


Вследствие недостаточно точного (и часто некорректного) ис­пользования языка, смешения фактов, эмоций и интерпретаций в про­цессах коммуникации легко образуются т.н. «узлы» (когнитивные — путаница и непонимание, телесные — ощущение сжатия, закрытия и т.д.). Например, если один человек говорит другому: «Я чувствую, что ты меня не понимаешь», слово «чувствую» в данном случае репрезентирует идею (интерпретацию), а не чувство или эмоцию. Модель Bodyknot («knot» — узел, клубок трудностей) — это инструмент для рас­ познавания и распутывания таких узлов — Примечание редактора.

The Bodyknot Model by Erik Jarlnaes & Lisbeth Marcher

Перевод А.Ю. Чумакова

В 2001 г. Эрик Ярлнес был членом комитета по плани­рованию Европейского конгресса телесной психотерапии. Одной из тем конгресса была коммуникация. Он провёл оп­рос среди представителей множества разных школ телесной психотерапии о том, пользовались ли они специальной ком­муникативной моделью при преподавании и в работе с кли­ентами.

К его изумлению, более половины опрошенных сказали «нет». Чаще всего они отвечали, что просто следовали за про­цессом клиента. Поэтому Ярлнес предположил, что большин­ство коммуникативных моделей участников конгресса не были выраженно осознанными, и в результате не являлись частью организованного взаимодействия для обучения кли­ентов и студентов улучшению коммуникативных навыков.

Эта статья основана на модели соматической психологии развития, также известной как бодинамический анализ. В си­стеме бодинамики мы предполагаем, что личные проблемы происходят не только от нарушений развития характера ре­бёнка, но и от недостаточного обучения социальным и меж­личностным навыкам. Таким образом, обучение клиентов коммуникативным навыкам является важной частью терапии.
Соответственно, мы сочли необходимым разработать конк­ ретную коммуникативную модель, которую назвали «модель BodyKnot».

На разработку модели нас вдохновила модель осознава­ния из гештальт-терапии, в которой исследовались вопросы:
«что я вижу, что я представляю, что я чувствую».

Эти вопро­сы очень помогали в нашей работе, начиная с 1970 г. На нас также повлияла работа Карла Роджерса, разработавшего спо­соб установления связи с клиентами через повторение услы­шанного от них вслух.

Способность точно сформулировать то, что выразил клиент, стала специальным терапевтическим приёмом, который также повлиял на нашу модель. Термин «BodyKnot» мы ввели в 1989 г., показывая, что мы создали свою собственную модель.

Модель BodyKnot работает на разных уровнях:

• как способ личностного развития, приводящий к осоз­нанию привычных способов размышления о себе и других;

• как коммуникативная модель, способ улучшения и уг­лубления контакта между людьми;

• как метод разрешения конфликтов, например, в семей­ных отношениях, разногласиях на работе, или в важнейших международных кризисах.

В этой статье мы представляем модель, предназначенную для понимания уровня возможного контакта или конфлик­та при взаимодействии между людьми. Мы представим мо­дель BodyKnot в трёх степенях детализации, сопровождая её примерами применения. Это позволит читателю изучить модель постепенно.

На шаге первом представлена более сжа­тая базовая модель, адаптированная для повседневного при­менения. Полная модель описана на шаге втором. На тре­тьем шаге представлен более полный анализ динамических взаимосвязей между тревожностью, доверием и уровнями
контакта.


Шаг 1: Базовая модель Bodyknot

В повседневных учебных и терапевтических ситуациях мы часто пользуемся сокращённым вариантом модели BodyKnot. В базовом варианте преподаются необходимые социальные навыки общения, которых недостаёт многим клиентам и студентам: навыки, которые требуются в ситуа­циях повышенного эмоционального напряжения и давления.

Нумерация элементов базовой модели соответствует нуме­рации расширенной модели, приведённой в разделе Шаг 2 данной статьи.

Посмотрев на обе модели, вы сможете ис­пользовать их по-своему, поскольку их элементы не выстро­ены в линейной последовательности. Это проще понять, если поместить на окружность пять чисел так, чтобы любой эле­мент мог быть первым. Не существует правильного порядка элементов, но все они играют свою роль, когда вы стреми­тесь к идеальному контакту.

Элемент BodyKnot Утверждение — выражение
1. Пять чувств: факты Я вижу / я слышу, что вы говори­те (факты)...
Приведите мне пример...
Я слышу пронзительный звук...
2. Интерпретация фактов Конкретно вы сказали...
Я считаю, что вы думаете...
Мне кажется, что это означает...
Это должно значить...
Я чувствую, что вы...
Я ощущаю, что вы... счастливы/ раздражены...
3/4. Личное утверждение с каким-либо физическим, телесным и/или эмоциональ­ным содержанием («я»-высказывание) Я «вижу/слышу», что...
Мне хорошо...
Я тронут...
Мне это нравится...
Во мне растет неуверенность...
Мне больно...
Я странно себя чувствую...
Мне это по душе...
Я чувствую себя глупо...
5. Внутренний импульс — потребность — желание У меня появляется желание...
Я хочу...
Мне надо...
Я хотел бы...
Чтобы изменить это, мне нужно...
Я собираюсь...
8. Действие (выполнение и высказывание) И я говорю...
Я делаю...
Вы примете участие в разговоре?
Я спрашиваю...
Я требую, чтобы...


На следующей диаграмме показана взаимосвязанная при­рода этих элементов. Можно начинать с любого элемента, переходя к любому другому на свое усмотрение.



Выбрав этот вариант модели для обучения клиентов, мы акцентируем внимание на следующем:

В пункте 1, «пять чувств — факты»: пожалуйста, учитесь сосредоточиваться на «фактах». Каждый раз, когда вы хмуритесь, смущаетесь, или вам «сводит живот», скорее всего это происходит потому, что вы не уверены, что говорите об од­ном и том же с собеседником, или вы находитесь «под огнём» «ты»-высказываний.

Поэтому интересуйтесь подробностями, просите привести примеры и требуйте факты. Это позволит вам не только прийти к взаимопониманию, но и выиграть время на передышку, пока вы «заставляете» собеседника кон­кретизировать. Научиться делать так рефлекторно — значит поддержать стремление к выживанию.

В пункте 2, «интерпретация фактов», мы учим, как говорить и как отвечать на услышанное или увиденное; как убедиться в
понимании; как спросить интерпретацию фактов или охотно истолковать их самому. Мы также подчёркиваем, как с помо­щью эффективной интерпретации можно изменить факты.

В пункте 3/4, «личное утверждение («я»-высказывание)», мы рассказываем клиенту, насколько важно бывает просто что-нибудь сказать, что-то озвучить «изнутри», и что такая малость лучше, чем ничего. В нашем обществе распространена склонность умствовать, не делясь внутренним миром, осо­бенно под сильным давлением (при сильной интенсивности события).

Важно научить клиента, что внутри у него всегда есть что-то такое, чему, возможно, бывает неловко дать сло­во, и что нужно выражать словами самые незначительные личные эмоции и ощущения, даже те, которые не полностью раскрыты.

Наконец, мы также уделяем время тому, чтобы показать, что предложения типа «это было прекрасно», «это отлично» — не являются личными утверждениями.

Например: два чело­века, А. и Б., говоря о себе, используют слова «я» и «ты», но, говоря о чём-то происходящем «между» ними, пользуются безличными «то» или «это». Их бессознательная иллюзия та­кова: «чем менее личные употребляются слова — тем меньше
повода для нападения».

В пункте 5, «внутренний импульс — потребность — жела­ние», мы напоминаем, что на разных этапах возрастного раз­вития мы используем множество различных слов для описа­ния импульсов, потребностей и желаний. Поэтому важно про­бовать употреблять различные слова, набираясь достаточно­го опыта, чтобы уметь подбирать наиболее подходящие для конкретной ситуации. Иногда также приходится говорить о том, что делать, когда ещё нет осознания потребности.

Часто проблема состоит в том, что пропасть между личными утвер­ждениями и потребностями так велика, что ничего просто не приходит на ум. В таких случаях мы учим клиентов «уходить» от «чувствующего» состояния (часто негативного) в позитив­ное, и тогда им становится гораздо легче определить, каковы их желания и потребности в данный момент.

В пункте 8, «действие (выполнение или высказывание)», мы учим, что не всегда достаточно просто сказать, что ты хочешь
или что тебе нужно. Это особенно актуально, когда напряжён­ность (значимость) ситуации так высока, что желание или потребность сообщается другому человеку косвенно, и пред­полагается, что другой «должен» и так знать об этой потреб­ности. Но, опять же, под давлением наша проницательность может исчезать. Следовательно, необходимо выяснить, соби­рается ли другой принимать участие в спасении ситуации.

Наконец, для тренировки я прошу клиентов специально слушать, как другие люди используют свой язык, и как не ис­пользуют его, а затем систематически включать в лексикон всё больше слов, относящихся к разным элементам модели.

Вот пример упражнения для работы в группе, показыва­ющего важность «я»-высказываний: я формирую группу из 4-7 человек для обсуждения какой-либо значимой темы. Упраж­нение может занять полчаса или растянуться на час. Един­ственная задача каждого участника — каждый раз, высказы­ваясь по теме, намеренно включать в свою речь одно «я»-высказывание.

Например: если А. хочет сказать: «вы выглядите так, будто вы вспотели» — этого недостаточно. А. должен по­добрать «я»-высказывание (о том, что происходит внутри него и побуждает его высказаться) и добавить что-то вроде: «мне тоже становится жарко». Когда один из участников об этом забывает, другие должны остановиться и попросить его выс­казать личное утверждение, чтобы продолжить.

Когда это происходит, и каждый постоянно говорит что-то личное, уровень контакта возрастает настолько сильно, что это
чувствуют все участники. Для некоторых этот контакт становит­ся таким эмоциональным, что они рыдают; они тронуты и хо­тят продолжения. С другой стороны, некоторые достигают сво­его предела личного проявления и межличностного контакта.

Теперь продолжим развитие этого исследования. Некото­рые успехи в практическом использовании базовой модели помогут освоить следующий уровень эффективного общения.


Шаг 2: Модель Bodyknot

Для того, чтобы контакт оставался здоровым, живым и успешным, в процессе общения должны, в конечном счёте, присутствовать все следующие 9 элементов. Линейный поря­док элементов описывает естественный ход развития процесса общения, но может произвольно меняться.

Элемент BodyKnot Утверждение — выражение
0. Контекст — базовое настроение Я был зол, когда я пришёл...
На этом фоне я всё вижу в таком свете...
1. Пять чувств — факты Я вижу / я слышу, что вы говори­те (факты)...
Приведите мне пример...
Я слышу пронзительный звук...
Конкретно вы сказали...
2. Интерпретация фактов Я считаю, что вы думаете...
Мне кажется, что это означает...
Это должно значить...
Я чувствую, что вы...
Я ощущаю, что вы... счастливы/ раздражены...
Я «вижу/слышу», что...
3. «Я»-высказывание о телесных ощущениях Я чувствую облегчение...
У меня болит живот...
Я осоловел...
Здесь я ощущаю напряжение...
Здесь я чувствую свою силу...
Моим плечам холодно...
4. «Я»-высказывание об эмоциях Я злюсь/счастлив/ревную ...
Мне стыдно/грустно/страшно...
Я горжусь собой...
5. Внутреннее побуждение к действию — потребность — желание У меня возникает желание...
Я хочу... Мне надо... Я хотел бы...
Чтобы изменить это, я должен...
Я стремлюсь к...
6. Анализ и расчёт последствий Если А... то случится Б, но если нет, то... с одной стороны... теперь можно выбрать между... последствия выбора А будут..., а Б - ...
7. Выбор Я выбираю...
Я решаю отказаться от Б...
Выбор — между А и Б...
Я выберу А и откажусь от Б...
8. Реализация выбора в действии и экспрессии Итак, я говорю...
Я прошу вас сделать это, вы сделаете ... ?
Я делаю...
Вы примете участие в собра­нии?...
Мне нужна ваша помощь, вы поможете?..
Поэтому, я прошу... я требую...



0. Контекст, фон и базовое настроение

Контекст представляет собой внешние рамки, в которых происходило событие: С кем вы? Какова цель? Ограничено ли время? Встреча с потребителями из другой культурной сре­ды — пример ситуации, в которой контекст весьма важен.

Датчане, например, приучены поддерживать во время пере­говоров определённую дистанцию. Житель Саудовской Ара­вии, напротив, постарается максимально приблизиться, что­бы понять, «ударят ли стороны по рукам».

Неосведомлённость о подобных культурных особенностях может легко привести к срыву сделки. Учёт непосредственного контекста создаёт
готовность к разрешению возможных проблем.

Фон — это личная история (багаж прошлых пережива­ний), который мы все несём с собой. Впечатления, получен­ные в раннем возрасте, проявленные в текущих мнениях и ценностях, означают, что новые ощущения как таковые «фильтруются», раскладываются на знакомые категории опы­та и интерпретации.

Базовое настроение — это настроение человека на входе в ситуацию контакта. Обычно имеет смысл отделять текущее настроение от базового. Например:
А. пришёл на работу сердитый (после скандала дома). Б. очень радостно делится важной новостью с А., но А. отвечает сердито — не из-за Б., а из-за своего базового настроения. Это может отравить контакт, если Б. не заметит эмоционального состояния А., или же А. не поймёт, почему он сердится, и не поделится этим с Б.

Один из способов использования контекста — проведе­ние «утреннего круга» в группах, членам которых нужно раз­вивать взаимопонимание для более эффективной совместной работы, с тем, чтобы привести членов группы к нужному рит­му включённости в команду.


1. Пять чувств — факты

Внешнее чувственное восприятие — это факты окружа­ющего мира, воспринимаемые человеком с помощью пяти органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Вопрос в том, чтобы добраться до «необработанных» данных, освобождённых от интерпретации. Это позволяет двум людям понять, говорят ли они об одном и том же, и когда именно.

Примеры: «Я вижу, что вы выпрямились»; «Я слышу, что вы быстро дышите»; «Я заметила, что у вас дрожит рука»; «Я слышу (и вижу), как вы барабаните пальцами».

Чтобы улучшить коммуникативную ситуацию, рекомен­ дуется, чтобы каждый участник конкретно описывал свои ощущения и просил другого приводить конкретные приме­ры вместо общих описаний.


2. Интерпретация фактов

Как человек извлекает смысл из всех своих ощущений? Это — вопрос. Интерпретации выражаются множеством обычных слов, например: «полагаю», «думаю», «верю», «счи­таю», «ощущаю», «знаю», «представляю», «предполагаю», «до­пускаю», «мне ясно, что...», «это значит, что», «это говорит о том, что». Слова «чувствую» и «вижу» часто используются (в том числе не по назначению) как метафоры для интерпрета­ции, но важно различать «слова — ощущения» и «слова — тол­кования».

Вот пример, основанный на фактах, без запутанных или скрытых сообщений:
«Я вижу, как вы потягиваетесь, и считаю, что вы это дела­ете, потому что устали сидеть неподвижно. Я вижу, как дро­жит ваша рука, и мне кажется, это потому, что вы испуганы. Это верно?»

Иногда встречаются интерпретации второго (и даже третьего) порядка (интерпретируется интерпретация). На­пример:
Б. заметил, что А. изменила позу, и села на стуле более прямо.
Б. отмечает, что А. недовольна (первая интерпретация), и, значит, хотела бы встать со своего стула (вторая интерпрета­ция). А. отвечает: «Я более-менее довольна». Б.: «Нет, вы не­довольны, потому что из моего опыта следует, что «более-ме­нее» — значит «недовольна». А.: «Ну, а для меня это значит, что всё нормально».


Различение фактов и интерпретаций

Одна из главных угроз для процесса общения (и взаимо­понимания) — склонность путать факты с интерпретациями. Вот пример: А. и Б. — коллеги. Уровень контакта низок. Когда А. внезапно говорит: «Вы злитесь», Б. отвечает: «Нет». Но А. настаивает, а Б., задетый, продолжает твердить «Нет». При этом уровень контакта падает до нуля.

Один из выходов из этой путаницы — выяснить, почему А. считает, что Б. злится. Интерпретация строится на фактах, следовательно, нам нужно спросить А., что именно он заме­ тил в поведении Б., в результате решив, что тот злится. А. может ответить, что Б. морщился, когда они говорили. Это даёт Б. возможность проверить: заметил ли он это сам? Чув­ствует ли он, что действительно поморщился? Если да — он может добавить, что это совершенно не значит, что он злит­ся. «Я не злюсь», — говорит Б., — «я просто так выгляжу, ког­да мне приходится выбирать из разных вариантов».

Уже в этот момент напряжённость падает: интерпретация проверена. Чаще всего это просто; иногда для восстановле­ния обоюдного доверия требуется несколько повторений. Если Б. НЕ осознаёт, что он поморщился, ему необходимо об этом сказать. Затем возможен диалог об этом, и Б. может по­просить, чтобы А. в следующий раз, когда такое произойдёт, обратил на это его внимание.


3. Ощущения

Ощущение — слово, обозначающее внутреннее чувствен­ное восприятие, проявляющееся в теле. Это может быть физическое удовольствие или дискомфорт в различных частях тела, или автономные реакции, такие как тепло или холод, изменения пульса или перистальтики. В телесные ощущения также входят чувство равновесия, восприятие состояния мышц (напряжение, дрожание) и их расположения.

Для достижения максимально ясной коммуникации важ­но развить способность описывать телесные ощущения кон­кретно и точно. Телесные ощущения не могут быть неправиль­ными, но придаваемое им значение — может. Например, изу­чение вашего внутреннего чувственного восприятия может происходить так: В определённых ситуациях у человека мо­жет «сводить живот». Первый шаг — сознательно принять это
явление. Второй шаг — выяснить, что вызывает это телесное ощущение: взаимодействие с другим человеком или тот факт, что обои в комнате напоминают о чём-то, что случилось ког­да-то в другой комнате?

Обозначение и локализация телесных ощущений создаёт физический контейнер, облегчающий сдерживание связан­ных эмоций, мыслей и интерпретаций. Например, телесное ощущение, приводящее к утверждению: «Я чувствую, что моя голова вот-вот взорвётся», — может оказаться сильным дав­лением в висках (но больше нигде в голове) и сильным на­пряжением боковых мышц шеи. В этом случае действительные ощущения менее страшны, чем образы, растущие на их почве. В то же время, определение действительного ощуще­ния даёт возможность выяснить, что именно вызвало мышеч­ное напряжение. Было ли это определённое движение, или мышцы резко сократились в результате какого-то развития ситуации? Либо это реакция на какое-то внешнее химичес­кое вещество (кофе, табак, алкоголь и т.п.)?

Если спросить, что человек испытывает в данной ситуа­ции, в ответе очень часто будут сочетаться эмоции и внешние/ внутренние ощущения, например: «Я чувствую себя отлично, я на седьмом небе!» Ощущения затмеваются переживаниями, что затрудняет получение точного сообщения.

Если вместо этого спросить: «Каковы ваши ощущения?», — обычно ответ значительно точнее укажет на телесные ощущения.

Вот примеры ясных и неясных сообщений:

Ясные сообщения: телесные ощущения
«Я чувствую, что съёживаюсь на стуле»
«Меня бросает в дрожь»
«У меня кровь стынет в жилах»

Неясные сообщения: телесные переживания
«Я соловею»
«Я себя не чувствую»


4. Эмоции

Эмоция — это чувственная реакция, которая следует за те­лесными ощущениями или сосуществуете ними. Мы рассмат­риваем 8 основных эмоций:
— радость,
— горе,
— гнев,
— страх,
— сексу­альность (половое возбуждение),
— стыд,
— отвращение,
— гордость;
каждая из них может присутствовать в разной степени интен­сивности, в отдельности или вместе с другими. Для нас важно отметить, что мы считаем все эмоции положительными.

Упражнение в выражении силы или сочетания эмоций может стать очень познавательным опытом. Есть смысл, на­пример, отмечать «процент» (степень), с которой вы испы­тываете каждую из 8 базовых эмоций в данной ситуации.

Назад: http://healthy-back.livejournal.com/355654.html
Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/356505.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/350196.html#cont
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments