Healthy_back (healthy_back) wrote,
Healthy_back
healthy_back

Category:

Бодинамика

Назад: http://healthy-back.livejournal.com/356301.html
Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/356829.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/350196.html#cont

Можно быть просто на 1% счастливым, на 2% раздражённым, или на 5% сексуально возбуждённым. Однако можно также чувствовать ноль процентов всех эмоций. Сообщение «ниче­го не происходит» также нормально, поскольку по нашему опыту оно позволяет вам больше узнать, что вы на самом деле в данный момент чувствуете. Осознав это, вы начнёте «караб­каться» вверх по шкале.

Составные (смешанные) эмоции — волнение, ревность, обида, горечь, удовольствие, подозрение, смущение и т. п.

Когда клиентам требуется узнать об основных эмоциях, сме­шанные эмоции разбираются и описываются как процентное сочетание 8 базовых. Кто-то, например, опишет ревность как 30% стыда, 30% гнева, 30% страха, 6% горя и 4% полового возбуждения.

Чтобы создать ясное сообщение об эмоциях, важно, что­бы лежащие в основе факты и интерпретации были явными. Если, например, вы скажете человеку: «я вас боюсь», — это не ясно, потому что не основано на фактах. Другой «выстав­лен неправым», и вынужден догадываться сам, о чём идёт речь. Часто интерпретации «накручиваются» одна на другую, что приводит к путанице и потере точности контакта.

Ниже предыдущие примеры развернуты так, чтобы эмо­ции получили ясное выражение:
«Я вижу, как вы потягиваетесь. Мне кажется, что вы уста­ли, и я чувствую, что сам съёживаюсь на стуле, и я слегка по­давлен».

«Я слышу, что вы медленно выдыхаете, и толкую это так: вы сосредоточиваетесь внутри себя, а я чувствую, что мне не сидится на месте, и я начинаю раздражаться».

«Я вижу, что у вас дрожит рука. Я делаю вывод, что вам страшно. Я чувствую, что моя собственная кровь стынет в жилах, и мне тоже становится страшно».

«Я слышу, как вы барабаните по столу пальцами, и думаю, что вы испытываете нетерпение. Я чувствую напряжение в бёдрах и дрожь в предплечьях, и я чувствую себя счастливым».


3/4. Личные утверждения («я» — высказывания)

Ощущения и эмоции живут внутри человека. Чтобы улуч­шить коммуникацию (и контакт), важно научиться называть как ощущения, так и эмоции. Это изменит общий уровень контакта, повысит доверие, и, таким образом, снизит уровень тревожности.

На практике часто важнее добиться, чтобы клиенты (или члены группы) выразили / проговорили / поделились каким-либо личным сообщением, чем промолчали. Поначалу люди могут стесняться, поскольку считают, что должны подбирать верные слова, и отделять ощущения от эмоций. Этого можно достичь позже.

Вот почему мы объединили ощущения и эмоции в один пункт и назвали их личными утверждениями или «я»-высказываниями.

Примеры сплава ощущений и эмоций: «мне это нравит­ся», «я не совсем доволен», и «я что-то упускаю».

Мы подчёркиваем, что каждому участнику следует исполь­зовать формы слова «я», а использование обезличенных слов типа «это», «то», «все», «кто-то», «человек» — не одобряется. Например, сравните: «это хорошо», или «мне нравится». Раз­ница в воздействии ясно ощущается как говорящим, так и слушателем.

Вследствие происходящего (сказанного, понятого) всегда возникает личная реакция: напряжение, задержка дыхания, «узел» в солнечном сплетении, улыбка, удовольствие, пони­мание и т.д. По нашему опыту, каждый раз, когда использу­ется «я»-высказывание, уровень контакта поднимается (мед­ленно или быстро — зависит от начальной точки, но всегда поднимается). Так что есть смысл научиться, что именно здесь
нужно говорить.

Если «я»-высказывание заключает в себе что-то физичес­кое, телесное или эмоциональное, оно срабатывает, и контакт раскрывается.

Многим людям использование «я»-высказываний даётся легко, когда в атмосфере нет конфликта, но вся лёгкость ис­чезает в конфликтных ситуациях.

Проводя обучение, я рассказываю участникам о возмож­ностях физического свойства — таких как напряжение, холод или тепло, отсутствие напряжения, вибрации, движения — и добавляю, где в теле их можно обнаружить. Я стараюсь воз­держиваться от высказываний об энергии, так как хочу, что­бы разговор был как можно более физическим.

Я также учу студентов произносить короткие «я»-высказывания, такие как: «мне это нравится (не очень)», «я не очень доволен», «я что-то упускаю». Внутри людей происходит мно­гое, однако они не привыкли находить для этого слова.

Мы говорим об эмоциональном подъёме и спаде, о том, насколько быстро эмоции могут меняться. Мы обсуждаем, как определённые эмоции табуируются в родительской семье, как человек учится сдерживать эмоции, и когда важно учиться расширять применение одной или двух эмоций.

Многие боятся собственного гнева. Гнев — трудная эмо­ция, но радость может оказаться ничуть не проще. Некото­рых людей остановили в выражении радости в детстве, когда они были просто счастливы, их прервали настолько эффек­тивно, что они сфокусировались на своём разуме вместо чувств. Позже в жизни, обнаружив себя в ситуации счастья, они могут даже напугаться или загрустить.

Ранее мы говорили о процентном сочетании различных эмоций. Каждая эмоция имеет потенциал проявления на 100%, но насколько научились проявлять её вы? Часто счи­тается, что для того, чтобы назвать эмоцию, нужно её ощу­тить полностью. Мы считаем, что для начала достаточно и небольшого процента. Можно сказать и так: «я ощущаю, или я проявляю, 1% радости или гнева, или...». Это важно.


5. Импульсы, потребности и желания

Импульс к действию осознанно или неосознанно «выра­стает» из телесных ощущений и эмоций. Импульс предше­ствует возможному действию. Однако действие часто не со­ответствует побуждению. В самом деле, выяснение исходно­го импульса, который не был реализован, часто может при­вести к более точному сообщению.

Некоторые побуждения не реализуются и даже не озвучи­ваются. Два примера:

А. хочет уйти из трудной ситуации, но решает остаться, чтобы лучше, полнее в ней разобраться.

Б. чувствует сильное желание дать проявиться сексуаль­ному влечению , но решает не допускать этого, поскольку другой человек уже находится в сложившихся отношениях, и хочет, чтобы те отношения продолжались и углублялись.

Иногда очень важно детально остановиться на импульсах, побуждающих к действию, особенно если вы воздерживаетесь от суждения о последствиях. В некоторых случаях природа импульса больше связана с избеганием, чем с желанием. Сле­довательно, осмотрительный и оборонительный стиль жиз­ни можно изменить так, чтобы человек начал сам принимать решения и управлять направлением своей жизни.

Важно проводить различие между импульсами и желани­ями с одной стороны, и реальными действиями с другой. Побуждения — дозволены. Не обязательно воплощать все из них, но смелость почувствовать их, и назвать их, не требуя реализации, может быть вознаграждена.

У многих людей, когда они не хотят действовать, повину­ясь импульсу, срабатывает защитный механизм немедленно­го стирания побуждения из сознания. Это оставляет их без контакта со своими исходными желаниями. Более того, труд­ность может заключаться также в том, что у человека «рабо­тает» следующее убеждение (скрытая норма): он может счи­тать, что не имеет права на побуждение, если ему не удаётся
чётко выразить его словами. В этом случае человек может от­бросить такое побуждение, как не имеющее ценности.

Мы считаем, что исследование и озвучивание импульсов, даже если они в стадии формирования и пока не слишком ясны, позволяет человеку лучше понять собственные потребности. Однако, на наш взгляд, вполне приемлемо чувствовать им­пульс, не делясь им с другими.

В названии этого раздела мы использовали несколько раз­ных слов, применяемых в разных ситуациях. Наш совет — «настраивайтесь», и выбирайте наиболее подходящее вам слово: «импульсы», «побуждения», «потребности», или «желания».


6. Анализ и последствия

Цель анализа — подготовить себя к тому, чтобы сделать выбор, приводящий к действию. Этот пункт включает в себя анализ различных импульсов. Прежде всего, вам необходи­мо понять, в какой степени имеющиеся альтернативы соот­ветствуют вашим базовым ценностям, целям и устремлени­ям в жизни.

Если у вас нет ясных направлений и целей, можно зацик­литься на бесконечном споре и растеряться. Главная причи­на растерянности часто состоит в том, что исходное побуж­дение стёрто из сознания. Разум начинает лидировать без те­лесной включённости, что слишком усложняет процесс при­нятия решения и в результате делает невозможным продви­жение. Анализ должен основываться на доступных фактах.
Может возникнуть иллюзия, что можно получить всю возмож­ную информацию, и такая иллюзия также затрудняет процесс принятия решения.

Мы считаем, что необходимо учиться принимать решения, основываясь даже на неполной информации, что подразуме­ вает возможность изменить решение, когда для этого появятся новые основания.

Пример анализа данной ситуации:

Во время ссоры с начальником у человека возникает по­буждение выйти из комнаты и хлопнуть дверью. Возможно, человек ограничит свой анализ мыслью о том, что это — не лучшая идея. Но он может также пойти по более длинной це­почке рассуждений: «Если я сейчас уйду, я прерву контакт и рискую потерять работу. У меня возникает побуждение уйти, потому что эта ситуация напоминает мне о ситуациях, когда я чувствовал себя отвергнутым своим отцом. Но я знаю, что мой начальник — не мой отец. Я также знаю, что он обычно готов выслушать меня, даже если это требует времени и ведёт к пересмотру плана действий».


7. Выбор

Выбор — пункт модели, в котором разные цепочки ана­лиза сопоставляются друг с другом. У человека может одно­временно присутствовать множество импульсов к действию, и это означает, что будет происходить внутренний диалог — внутреннее взвешивание «за» и «против», и выбор позиции.

Решение можно сделать более искренним, если оно будет ос­новано на ваших базовых ценностях и нормах, а они — теле­сно интегрированы. Такое решение вызовет ощущение при­сутствия, силы и доверия в вашем теле, независимо от лёгко­сти или трудности выбора.

Многими упускается из внимания связанный с соверше­нием выбора факт, что выбор автоматически подразумевает отказ. Например, человек, ориентированный на карьеру, ко­торый полностью осознаёт, что его работе отдан очень высо­кий приоритет (выбор), может не подозревать, что слишком большая нацеленность на карьеру означает, что супругу и де­тям отдаётся низкий приоритет (отказ). Данный фактор мо­жет не полностью приниматься во внимание, если человек сталкивается с выбором между работой и семьёй.

Соверше­ние полного выбора может приводить к осознанию болезнен­ных эмоций, таких как грусть и стыд. Удержание чувств, рас­тущих из сложного выбора, от осознания, в действительнос­ти уменьшает наши ресурсы. На поддержание такого вытес­нения требуется энергия.

Одна из проблем, блокирующих путь от анализа к выбо­ру и действию — нехватка смелости. Есть два основных пути к смелости. Во-первых, нужно усилить свою связь с исходным побуждением к действию. Всё ещё хорошо себя чувствуете? Во-вторых, вы можете усилить свои обязательства, озвучив решение себе и другим.

В особых случаях (в очень напряжённых ситуациях) такие основополагающие ценности, как личная честь и взаимоот­ношения, могут перевесить все другие соображения. Приме­ром могут служить немецкие офицеры времён второй миро­вой войны, которые взялись уничтожить Гитлера. План был слаб. Зная, что, вероятно, всё пойдет наперекосяк, они всё равно решили рискнуть. Пойди что-нибудь не так, они бы погибли. Отказавшись от плана, они бы тоже погибли, но погибли в бесчестии. Итак, в итоге в расчёт принимаются ценности и честь, и, в конце концов, вы предъявите иск сде­ланному выбору.


8. Действие и выражение

Когда все предыдущие элементы ясны и не покрыты заве­сой недостаточной осознанности, последнее звено в цепи — действие — должно оказаться простым. Однако, это не все­гда так. Многие примеры показывают, что когда разрыв во времени между выбором и действием слишком велик, вся ситуация запутывается, и действие может оказаться «забыто».

Избыток связанных рабочих задач также может препятство­вать достижению цели. Более того, большинство действий зависит от переговоров с другими людьми. Мало принять ре­шение и совершить действие, в сущности, не менее важно сообщить о нём партнеру.

Действовать бывает трудно. Действие может предполагать, что вы поделитесь с другими тем, как труден был выбор, и почему вы действуете именно так. Продумывание диалога с начальником может происходить следующим образом: «Ког­да это произошло, мне хотелось уйти (импульс), потому что я чувствовал себя отвергнутым (личное утверждение). Но мне важно (личное утверждение) попытаться решить проблему, и я не заинтересован (личное утверждение) в доведении ситуа­ции до предела, что случится, если я уйду. Поэтому я останусь
и примусь за решение проблемы, я хочу (мне нужно) так по­ступить, но мне также необходимо знать, что и вы заинтере­сованы в этом. Иначе я буду чувствовать себя идиотом. Таквы выслушаете мою версию случившегося?»

В повседневной жизни общение может казаться доволь­но прямым и несложным. Зачем использовать такую проду­манную модель, как BodyKnot? По нашему опыту, чёткость в коммуникации, создаваемая при использовании модели, даёт возможность поддерживать высокий уровень контакта с со­бой и другими, даже в очень напряжённых ситуациях. В реальной жизни многое из описанного выше происхо­дит одновременно.

В обучающих и терапевтических ситуациях может даже оказаться очень полезно понаблюдать за привыч­ными для людей способами использования элементов моде­ли: какие из них сильно выражены? какие пропускаются? Элементы, которые пропускаются чаще всего, могут оказаться причиной разрушения коммуникации, и её превращения в конфликт.

К этому моменту читатель познакомился с полной моде­лью BodyKnot. Теперь, на третьем шаге, мы представим бо­лее схематичный анализ динамики отношений, связанной с этой моделью.


Шаг 3: Тревожность, доверие и уровни контакта

Коммуникация между двумя людьми всегда происходит в контексте. Наиболее важные элементы этого контекста:
— уровень тревожности участников
— уровень доверия между участниками
— напряжённость коммуникативной ситуации
— уровень контакта между участниками.

Когда влюблённые, друзья, коллеги, соседи, партнёры раз­говаривают по-хорошему (без конфликта) или хотят изменить свои отношения (общаться), им обычно не нужна коммуни­кативная модель. Каждый говорит искренне, а другие чутко слушают. Уровень тревожности участников низок, уровень доверия — высок, уровень контакта — превосходен, и отноше­ния выдерживают напряжённые разговоры без разрушения.

Такая идеальная ситуация встречается редко. В длитель­ном общении конфликты — часть жизни и потенциально при­водят к росту. Проблема, однако, заключается в том, что не­достаток контакта с собой и другими может быстро привести к разрушительным последствиям в коммуникативном обме­не, к эскалации конфликта или к избеганию. В таких ситуа­циях и нужна модель разрешения конфликтов.



На рисунке 1 показано отношение между доверием и тре­вожностью: в проблемных ситуациях часто происходит так, что чем выше доверие, тем ниже тревожность. Это показано с помощью линии (А).

Некоторым людям (стремящимся к безопасности) свойственна такая тенденция: доверие настоль­ко важно, что они избегают тревожности, отдавая свою ответ­ственность другим людям, которым доверяют. Для других (стремящихся к риску) настолько важна тревожность, что они
скорее избавятся от доверия, чтобы удержать внутри чувство тревожности.

Идеальная пропорция, ориентированная на рост — и тре­вожность, и доверие нормально увеличиваются (линия ИДС). Это также придаёт большую интенсивность как отношениям, так и каждому участнику. Например, при влюблённости ин­тенсивность выше, что позволяет человеку увеличивать своё доверие к другому, и в то же время расширяет способность влюблённых выдерживать большие уровни тревожности.

Цифры 1, 2, 3 на рисунке 1 отражают, где находился кли­ент, например, М.

В точке 1 показана его начальная способность справляться с тревожностью, а также уровень доверия к другому, его ра­ботодателю. Однако когда его внезапно попросили подписать бумагу, документирующую вещи, о которых он и не знал, его доверие к начальнику сильно упало, тогда как тревожность так же сильно возросла (точка 2), до уровня, который он не мог выдержать.

Площадь прямоугольника (зависящая от расположения точки) меняется по мере движения человека от одной точки к другой. Этот прямоугольник отражает качество жизни, сча­стье, удовлетворённость. Площадь прямоугольника уменьши­лась, когда М. «перешёл» из точки 1 в точку 2. Затем он впал в депрессию (механизм выживания).(Увенчивание всего этого бреда размерами "площади прямоугольника" на графике без единой цифры заставляет вообще сомневаться в том, что авторы понимают что они делают и, соответственно, целесообразности траты времени на все эти заявления — H.B.)

Первый шаг для клиента — создать вместе с терапевтом безопасное место, означающее, что уровень доверия должен увеличиться (а тревожности — понизиться). В терминах ди­аграммы, клиенту было необходимо помочь перейти из точ­ки 2 в точку 3, используя поддержку, конфронтацию и обуче­ние навыкам, которых он не имел. В результате он приобре­тал ресурсы, необходимые для поддержки в изменении воз­можной будущей ситуации, где он может столкнуться с уров­нем тревожности, как в точке 2, и изменить направление, вместо того, чтобы зайти в тупик.

В данном случае, клиент подготовился к новому разгово­ру с начальником с другим результатом, чем в первый раз, а именно с возможностью выдержать собственную тревожность.

В процессе обучения его самооценка выросла, он смог выйти в точку 4 (несколько больше тревожности и меньше доверия), и оттуда добился удовлетворительного разговора со своим начальником, признавшим его интересы (линия Б).


Уровни контакта

На рисунке 2 показано развитие контакта в коммуника­ции. Когда уровень контакта изначально высок, нужно совсем немного (улыбка, маленькое личное утверждение), чтобы улучшить его ещё. Эта ситуация отражена линией 1.

Разно­ гласия или неуместные комментарии, естественно, уменьша­ют контакт, но достаточно медленно, как показано линией 2.

Наоборот, когда уровень контакта низок, потребуется изряд­ное количество положительного подкрепления, чтобы улучшить ситуацию, как показано линией 3, тогда как всего не­сколько неудачных замечаний или приподнятая бровь при­ведут к катастрофическим последствиям, что показано очень крутым наклоном вниз линии, обозначающей уровень кон­такта (линия 4).

Линия 5 иллюстрирует «морозильник»: уро­вень контакта ниже нуля и требуется немало усилий обеих сторон, чтобы поднять его хотя бы выше нуля, а единствен­ное плохое замечание сбросит его назад в глубокую «замороз­ку». Ясно, что это частая ситуация в разрешении международ­ных и затянувшихся семейных конфликтов.



Можно улучшить уровень контакта независимо от началь­ной точки, но чем ниже уровень существующего контакта, тем больше нужна модель для восстановления контакта, комму­никации и разрешения конфликтов.

Другой вариант объяснения того же самого процесса по­казан на рисунках За и 36. На рисунке За, когда уровень кон­такта изначально высок, требуется совсем немного, чтобы ещё больше его улучшить (улыбка, маленькое личное утвержде­ние). Эта ситуация показана на линии А, часть Y. Когда уро­вень контакта низок, потребуется изрядное количество поло­жительного подкрепления, чтобы улучшить ситуацию на­столько же, как в предыдущем примере (х1=х2), что показа­но на линии А, часть Z.



Разногласия или неуместные комментарии, естественно, уменьшают контакт, как показано на рисунке 36, линия Б.

Если исходный уровень контакта высок, он снижается очень медленно (часть С), тогда как при низком уровне контакта несколько неуместных замечаний или поднятая бровь приво­дят к катастрофическим последствиям, как показывает очень крутой наклон в уровне контакта на линии В, часть D. Это иллюстрирует факт, что одно и то же предложение («я тебя люблю» или «сам дурак») приводит к разным последствиям, в зависимости оттого, где вы находитесь на «диаграмме кон­такта», когда начинаете уделять ему внимание.



Естественно, следует интересный вопрос: «Из-за чего уро­вень контакта увеличивается, а из-за чего — уменьшается?»
Другими словами: «Какие элементы модели BodyKnot при­водят к улучшению контакта?»

Мы считаем, что ответ на этот вопрос можно найти, ис­следуя различные элементы, изложенные в модели BodyKnot.


Будушее развитие модели

Мы ежедневно используем модель BodyKnot в терапии, образовании и при разрешении конфликтов. Наиболее вы­дающееся свойство модели как концептуального инструмен­та — её способность объединять телесные, эмоциональные и когнитивные элементы коммуникации.

Проводится новая работа по развитию модели: интегра­ция модели структуры характера личности, модели функций эго и модели BodyKnot.

Приложение

Модель BodyKnot ранее описана в книге: Erik Jarlnaes, «The art of undoing knots», 1994/ Bodynamic International, Denmark.
Мы хотим выразить свою благодарность Kirstine Munster, Garry Friesen и Ian Macnaughton за ценную помощь в редактировании.


ЛИТЕРАТУРА

Rogers, Carl R. Client Centered Therapy (Boston, Houghton Mifflin Company, 1951), русский перевод: Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: Рефл-Бук, 1997.

Peris, Frederick Gestalt Therapy Verbatim, ed., John A. Stevens (Lafayette, California; Real People Press, 1967); русский перевод: Перлз Ф. Гештальт-семинары. Гештальт-терапия дословно. М.: Институт об­щегуманитарных исследований, 1998.

Назад: http://healthy-back.livejournal.com/356301.html
Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/356829.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/350196.html#cont
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments