Healthy_back (healthy_back) wrote,
Healthy_back
healthy_back

Categories:

Бодинамика

Назад: http://healthy-back.livejournal.com/359344.html
Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/359803.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/350196.html#cont

V. Ориентированная на ресурс тренировка эго-навыков и рефлексов

Перевод М. Ораевской

1. Два пути

Как указывалось ранее во введении, существуют два основных пути ориентированной на ресурс бодинамической работы с шоком.

Один путь, описанный в предыдущих четырёх разделах, подразумевает подчёркивание терапевтом гениальности стратегии, которую люди использовали для совладания с ситуациями угрозы жизни, и через это восстановление контакта с их достоинством и способностью устанавливать взаимные связи.

Второй путь подразумевает тренировку мышц и рефлекторных движений для расширения эго-навыков и способности оставаться присутствующим, центрированным и способным к действию и принятию решений при столкновении с событиями и переживаниями высокой интенсивности.

Эти навыки и способности часто хранятся в теле как спрятанные и забытые ресурсы. Через тренировку они могут стать автоматическим знанием, которое Я сможет использовать в ситуациях высокой интенсивности, наподобие тех, что уже были описаны в главе 3, часть 2. Этот вид тренировки обсуждается в данной главе.

Как описано в главе 3, часть I, мы понимаем шоковый опыт как событие, содержащее интенсивности выше, чем те, с которыми навыки и защитные стратегии эго могут справиться. Это вызывает сдвиг контроля к Большему Я, в то время как ситуация разрушает опыт целостности эго. Шок влияет на фундаментальную способность оставаться центрированным в своей личности. Воздействию подвергаются такие навыки, как центрирование и ощущение своих границ, а также другие, связанные с эго-функциями навыки.

Концепция эго-функций построена на основе многих лет опыта и понимания того, что мышцы связаны со специфическими социальными, эмоциональными, когнитивными и телесными функциями. (В следующем разделе эта концепция уточняется).

Каждая Эго-функция включает в себя нескольких эго-навыков. — Здесь и далее примечания авторов книги.

В целом, эта часть ориентированной на ресурс терапии шока подразумевает помощь людям в осознавании возможности «возвращения к себе» и восстановлении собственной целостности. Мы частично добиваемся этого тренировкой фундаментальных телесных навыков. Эти опыты часто пробуждают надежду:

Именно то, что я реально ощущаю в данный момент, даёт огромную надежду на возможность совладания с ситуацией. Если люди способны прийти в контакт с конкретной частью тела, буквально «ухватиться за неё», у них появляется новый опыт: «Теперь я действительно держу себя в руках» или «Ух-ты, теперь я могу чувствовать часть себя, которая отсутствовала» или «Ой, я могу теперь чувствовать свой баланс, я могу оставаться внутри себя, выглядывая вовне, я больше не чувствую вторжения, когда смотрю на другого человека».

Если эти новые опыты связаны с очень конкретными навыками, с чем-то, что человек делает (со) своим телом, они могут увидеть, что есть путь, есть выход из травмы. Тогда появляется надежда. И как ясно из исследований травмы, надежда — один из наиболее важных критериев того, выживут люди, или нет.

Смотрите сноску 5 в конце главы IV, где описано исследование отношения между надеждой и повышением физической способности к выживанию. Также рекомендуем читать Антоновского (1987).


Тренировка мышц и рефлексов

Тренировка состоит из двух слоёв:

Часть тренировки фокусируется на мышцах и включает в себя активацию специфических мышц, которые содержат ключевые навыки, необходимые в ситуациях повышенной интенсивности. Эта часть тренировки навыков находится в поле деятельности эго и на уровне навыка. Здесь мы работаем на усиление телесного эго.

В Бодинамической системе выделяется четыре аспекта эго: телесное эго — один из них; развивается раньше других.

Тренировка навыков эго влечёт за собой в числе прочего тренировку фундаментальных навыков, таких как
— заземление,
— центрирование,
— удерживание границ,
— навыки контакта и
— контейнирования энергии, и
— осознание того, как это всё работает в соединении с другими эго-функциями.

Мы начинаем с тренировки тех навыков, к которым у клиента есть лёгкий доступ, и которые повышают надежду и адаптационные навыки. Тренировка усиливает способность приземляться, возвращаться безопасным образом к сознанию, к эго, после шокового события. Это расширяет возможности эго и даёт лучшую подготовленность для возможных будущих событий.

В нормальном опыте движение тела контролируется сознательным умом и произвольной мышечной системой. Во время шока существует сдвиг от движений мышц, направляемых волей, к рефлекторным движениям как мышц, так и соединительной ткани.

Этот новый вид телесной тренировки обучает людей телесно справляться с высокой интенсивностью, так что они становятся способными выдерживать интенсивность и оставаться присутствующими в ней. Фокус здесь направлен на построение телесного пути к Большему Я.

Эти тренировки расширяют способность контейнировать высокую интенсивность через построение телесных адаптационных стратегий. Они включают развитие как эго-функций, фокусируясь на мышцах, так и тренировку рефлексов растяжения и падения.

Однако телесные адаптационные стратегии не сводятся к физическим, как это можно было бы предположить. Они также содержат
— социальные,
— эмоциональные и
— когнитивные навыки, связанные с мускульными и рефлекторными движениями, как будет вкратце разъяснено ниже.

Тело приходит в контакт со своей способностью справляться с высокой интенсивностью, делая, таким образом, возможным погружение в воспоминания травмы без «исчезания», диссоциации или ретравматизации.

Наш опыт состоит в том, что чем больше тренируешь эти адаптационные стратегии, тем безопаснее становится затрагивать старые травматические воспоминания в терапии и в повседневной жизни. Тренировка может помочь клиенту стать более способным, чем он был во время шокового события.


2. Тренировка навыков, ориентированных на ресурс

Эго-функции — фундаментальные концепции бодинамической системы


Сотрудники института Бодинамики (Дания) провели обширные эмпирические исследования, связавшие каждую мышцу с её психологической функцией (Marcher, Jarlnaes & Ollars, 1995; Fich & Marcher, 1997).

Формулировка результатов исследований содержится в нашей модели семи стадий развития, концепции соматических эго-функций и нашей концепции эго. В нашем понимании мышцы в теле активируют и поддерживают социальные, эмоциональные, когнитивные и физические функции эго. Мы достигли этого понимания годами эмпирических исследований и опыта педагогической и терапевтической работы с ощущениями мышц в качестве точки отсчёта.

Это исследование началось с тренинга релаксации в «Afspaendingspaedagogisk Institut», позже названном Skolen for Kropsdynamik, Школой Телесной Динамики. Мы выяснили, что, активируя некоторые мышцы с помощью движения или прикосновения, мы вызываем определённые эмоциональные реакции. Например, при работе с мышцами руки, всплывают темы, связанные с вытягиванием руки по направлению к чему-то и притягиванием к себе, или всплывают эмоции, такие как гнев или боль, связанные с этими экспрессивными движениями. (Marcher, Jarlnaes & Ollars, 1995; Fich & Marcher, 1997)

Исследования отношений между специфическими мышцами и психологическим потенциалом, который пробуждается, когда мускулы активируются через пальпацию или движения, связаны со знанием о психомоторнном развитии ребёнка. Эти связи были позже собраны и систематизированы в бодинамической теории характера, семи стадиях развития. Теория описывает специфические мышцы, которые подчиняются волевому контролю на каждой стадии развития (Fich & Marcher, 1997)

Кроме того, бодинамическая система описывает функционирование человека через набор из 11 соматических эго-функций. Эти эго-функции также связаны со специфическими мышцами, активизирующимися на нескольких или всех стадиях развития. В целом они описывают все разнообразные навыки, которыми обладает человек в управлении эго своим взаимодействием с внешним миром. Среди них есть, например, способность обращаться/тянуться, хватать, удерживать, отталкивать, быть устойчивым, быть собранным, держать себя, ощущать связанность, принимать поддержку, удерживать равновесие, присутствовать в своём (женском или мужском) поле, а также многие другие навыки.

Эти различные эго-функции работают вместе:

Например, я могу говорить об эго-функциях заземления и равновесия. Если много тренировать заземление, и при этом не тренировать также гибкость и подвижность, связанные с функцией баланса, то получится ещё более негибкое, обездвиженное заземление и контакт с реальностью.

Эго-функции развиваются в ходе всех стадий развития ребёнка и продолжают развиваться в его взрослой жизни. Например, связанность и межличностные навыки, две эго-функции, не просто усваиваются в пренатальный период или в двухлетнем возрасте. Мы учимся важным аспектам навыков привязанности и контакта на каждой стадии развития. То же относится к другим эго-функциям.

Эго-функции в бодинамической системе параллельны концепции путей развития, используемой Джоном Боулби и Дэниэлом Стерном (Bowlby, 1988; Stern, 1985). Их понимание процесса развития эго отличается от так называемых фазовых теорий, представленных Фрейдом, Эриксоном и другими. Здесь основное внимание уделяется непрерывному развитию индивидуумом фундаментальных навыков, которые сплетаются и вытекают один из другого в течение долгого времени.

Бодинамическая система объединяет оба типа психологических рассуждений. С одной стороны, система содержит фазовую теорию — бодинамическую теорию характера, которая описывает семь стадий развития, включая экзистенциальные темы, ресурсы и характерные защитные паттерны. С другой стороны, система включает описание эго-функций, которые проходят через все стадии развития. Здесь внимание уделяется навыкам эго, развивающимся в детстве и взрослой жизни как некие пути развития. (Bernardt, Bentzen & Isaacs, 1997)

Планируется теоретическое сравнение концепции путей развития и концепции эго-функций в бодинамической системе. Надеемся, оно прояснит сходства и различия этих двух концепций.

11 эго-функций называются так:
1) Связанность,
2) Позиционирование,
3) Центрирование,
4) Границы,
5) Заземление и тестирование реальности,
6) Социальный баланс,
7) Когнитивные навыки,
8) Половые навыки,
9) Управление энергией.
10) Самоутверждение,
11) Межличностные навыки (Bernardt, Bentzen & Isaacs, 1997; Macnaughton, 2004; Fich, 1997; Brantbjerg & Ollars, 2006).


Метод телесной тренировки: личный потенциал, дозирование и встреча

Бодинамическая система использует метод тренировки, ориентированной на ресурс, фокусирующийся на тренировке навыков эго через мышечное осознавание. Эго-функции служат стартовой точкой. Этот подход поддерживает развитие и интеграцию специфических телесных, эмоциональных, когнитивных или социальных навыков через работу с мышцами, участвующими в осуществлении моторных навыков. Тренировка, ориентированная на ресурс, используется как психотерапевтический метод. Эта комбинация тренировки и психотерапии — одна из отличительных черт Бодинамической системы. Терапевтическая работа с мышцами может быть инициирована либо через прикосновение, либо через активирующие движения.

Сходный метод используется в работе с детьми, в рамках этого метода при помощи моторных упражнений поддерживается их когнитивное развитие (Holle, 1977).

Наш опыт показывает, что чем больше тренировать эго-навыки в теле, тем больше расширяется способность контейнировать энергии высокой интенсивности. Это также повышает способности оставаться центрированным, присутствовать, и быть готовым к действию.

Можно сказать, что чем больше тренируешь, например, навыки центрирования, заземления и управления энергией, тем более доступными они становятся в качестве автоматического знания, и тем дольше человек может держаться за них, когда это действительно имеет значение.

Например, есть решающая разница между тем, когда человек способен оставаться открытым в искреннем контакте, и тем, когда он закрывается, когда это действительно имеет значение.

Тренировка эго-навыков также делает менее опасным для клиентов их вхождение в контакт со старыми травматическими воспоминаниями в терапии, потому что теперь у них есть, с чем их встретить.

Таким образом, в тренировке навыков есть две важные части. Одна часть — нахождение мест, где потенциал клиента легко пробудить. Это значит нахождение областей в теле, где возможно усилить навыки и найти правильную интенсивность для этого процесса и этого человека.

Искусство состоит в том, чтобы искать потенциал, искать ресурсы, потому что он и всегда есть вне зависимости оттого, что люди в итоге чувствуют.

При работе с центрированием многие клиенты соприкасались с чувством пустоты, чувствовали холодность в области ядра (точке физического равновесия в теле). И тогда я спрашивала: «Ну ладно, где в теле эта пустота; какого она размера, эта область, которая ощущается как пустая?» Многие из них описывали ее размер. «Ну хорошо — говорю я — тогда попробуй почувствовать область вокруг неё. Вокруг неё есть некоторая область, в которой заключено это поле пустоты. Это способ, с помощью которого можно начать чувствовать пустую область, и через это почувствовать свой центр».

Искусство проведения тренировки навыков, ориентированной на ресурс, состоит из нахождения правильной дозы... Вместо того, чтобы говорить людям, когда они теряют ощущение своего центра: «тебе надо над этим поработать», я могу сказать «Ладно, это было для тебя слишком интенсивно. Давай найдём уровень, где ты можешь начать осознавать, что твой центр здесь, и что он твой. Где-то глубоко в тебе это живёт. Ты имеешь на это право, ты с этим рождён, это твоё. Найди это место, где ты можешь приблизиться к этому ощущению и позаботиться о нём, подпитать его. Если тебе нужно быть в полном одиночестве, когда ты ощущаешь свой центр, и ты совсем не можешь тогда быть с рядом другими людьми, это нормально. Если тебе нужно избегать контакта глаз, когда ты центрируешься, то избегай контакта глаз».

Потренируйтесь в этом, и избегайте делать то, что слишком трудно, иначе это не сработает. Найдите способ, уровень интенсивности, который позволяет вам взращивать этот опыт владения своим центром, при котором вы можете позволить ему расти.

Сам процесс менее важен, чем то, что клиент чувствует себя безопасно и защищённо, следуя ему. Люди могут делать в точности те же упражнения и чувствовать себя ошибающимися и неспособными, если дозировка слишком высока для них.

Вторая часть относится к качеству присутствия учителя или терапевта при работе с тренировкой навыков.

Поддержание перспективы ориентировки на ресурс зависит от качества пространства, которое удерживает терапевт. Для этого требуется ваша способность поддерживать глубокое принятие независимо от того, что могут чувствовать люди во время этих упражнений. Независимо от их чувств можно найти конкретные пути усиления их навыков.

Работа клиента состоит в том, чтобы обращать внимание, какие упражнения дают им доступ к ресурсам, которые, например, делают их сильнее, более целостными, или дают ясность. Это когнитивная педагогическая стратегия, при которой клиентам нужно наблюдать и принимать решения самим, но с поддержкой учителя или терапевта.


Влияние шоковой травмы на Эго-навыки

Работая с клиентами, участниками семинаров и собой, мы обнаружили, что у многих есть противоречивые опыты в плане восприятия этих эго-навыков в качестве ресурса. С одной стороны, вы возможно знаете, каково это — иметь доступ к ресурсам. С другой стороны, время от времени вы можете испытывать их потерю в определённых ситуациях, провоцирующих старый скрытый шок. Это может включать такой опыт, как потеря способности ощущать свои границы в контакте с другим человеком, удерживать равновесие, сохранять общее представление о ситуации, или чувствовать связь.

Опыт такого рода потери часто связан с большой болью. Такой опыт порождает вопросы: Как можно вернуть навыки, потеряв их? Какие средства использовать? Чему нужно научиться, чтобы вновь обнаружить свой центр, заземление, границы, или способность просить поддержки?

Тренировка эго-навыков обладает всеохватным потенциалом для излечения последствий шока. Это связано с возвращением потерянных эго-навыков и тренировкой способности выносить уже упомянутый противоречивый опыт.

Именно такая ситуация была с женщиной, участвовавшей в одном из моих семинаров. Несколько лет назад она пережила страшное падение с железной лестницы корабля, на котором работала стюардессой. Во время падения она несколько раз перевернулась, и сломала лодыжку, приземлившись на железный пол этажом ниже. Воспоминания о падении всё ещё оказывали влияние на неё. Она боялась падать, у неё было плохое равновесие, и в целом ей было сложно ощущать своё тело. В самом начале семинара она сказала мне, что в этом состоит причина не делать слишком быстрых или сильных движений.

Она поменяла работу после того случая и теперь работала терапевтом в некой организации. Так она и попала на мой курс, а не потому, что искала помощи относительно шока от того опыта. Через упражнения на заземление и центрирование она наладила контакт с ощущениями от падения. Ей стало страшно, начала кружиться голова, сломанная тогда лодыжка начала болеть. С помощью этой тренировки она стала более способна контейнировать ощущения, которые сопровождают невесомость, дрожь и ощущение того, что пол уходит из-под ног.

Я поддерживала её в том, чтобы она смотрела вниз, замечала свои ступни, замечала, что мир существует там внизу, и что её ноги в данный момент очевидным образом всё ещё целы.

Таким образом, она обретала способность выдерживать конфликт, который происходит, когда человек замечает конкретные навыки в теле, при этом имея пугающие сенсорные воспоминания. Клиентке помогли восстановить конкретные навыки, которые её тело забыло в связи с шоком. Она начала снова обретать своё тело, потерянное после того случая несколько лет назад. Ей было ясно, что это изменило что-то глубоко внутри неё.


Примеры тренировки центрирования и контейнирования энергии

По нашему опыту многие люди могут извлечь большую пользу из тренировки
— контейнирования энергии,
— центрирования,
— управления границами,
— равновесия и
— заземления как способов обращения с повышенной интенсивностью энергии.

Для кого-то такая тренировка становится способом восстановления связи между центрированием и привязанностью. Другим она даёт ощущение заземления и баланса, как в описанном выше случае.

Тренировка навыков отличается от человека к человеку, в соответствии с их нуждами и ситуациями, с которыми они сталкивались. В результате следующее упражнение, которое является примером тренировки контейнирования энергии, подходит не каждому:

Если говорить о концепции контейнирования энергии, мы знаем, что самые важные мышцы, связанные с этим навыком, расположены по всему торсу. От тазового дна к шее, вся ваша грудь, мышцы живота, поддерживающие мышцы спины, все они создают мышечный контейнер, и очевидно, что кости тоже являются его частью, но мышцы создают энергетическое заполнение.

Каждый раз, делая вдох, вы берёте питание и энергию, которые наращивают энергию внутри вас. Если основные части этих мышечных групп слабы, вы будете неспособны удерживать эту энергию. Многие люди, когда им становится действительно страшно, испытывают переживания «мой низ отваливается» или чувствуют, что «теряют себя».

Если перевести этот опыт на язык мышечного осознания, и посмотреть на то, что фактически происходит в мышцах, мы увидим, что в момент, когда мышцы тазового дна и/или живота перестают держать или сдаются из-за ошеломляющего опыта, это переживается так, словно если бы вся энергия вышла из вас. Это часто сопровождается «подгибанием коленей».

У меня много опыта обучения людей тому, как тренировать мышцы тазового дна, чтобы они были способны удерживать активацию в сотрудничестве с мышцами низа живота. Когда я расспрашиваю после этих упражнений об ощущениях, я слышу выражения вроде «я чувствую себя, как будто стало доступно внутреннее пространство, где я могу держаться себя. Я вернулся домой. Контейнер заполнен, и я более защищён».

Тренировка таких мышечных навыков в передней части тела помогает в установлении связи с психологическим качествами, которые влекут за собой способность удерживать свою собственную энергию.

Тренировка эго-функций выглядит просто и безобидно, но это на поверхности, на самом деле она оказывает глубокое влияние на людей. Это может испытываться как «возвращение домой», как описывалось выше. Следующие упражнения представляют типичный пример работы с центрированием.

Один типичный способ тренировки центрирования это обучение людей чувствовать свой позвоночник. Это достигается тем, что другой человек прикасается к спине, в то время как клиента просят двигать той частью спины, к которой прикасаются. Партнер медленно продвигается по позвоночнику сверху вниз. Здесь помощь и фокусировка приходят извне, помогая внутренней фокусировке на ощущениях позвоночника.

Когда люди таким способом установили контакт с позвоночником, я прошу их ощутить его. Вы можете всё ещё ощущать позвоночник? Вы можете удерживать эти ощущения, когда стоите здесь и смотрите на группу или на меня, если это индивидуальная работа? Как это фактически влияет на ваше ощущение позвоночника?

Уже в этот момент многие понимают, что проделанная работа создаёт разницу в ощущениях. Если удержать контакт со своим позвоночником и посмотреть вовне, вы можете оставаться внутренне сфокусированным, находясь в контакте с внешним миром. Я бы описала это как более сильную способность к центрированию (которое является эго-функцией), что значит, что вы можете чувствовать присутствие внутри себя.

Работа с ощущением позвоночника — это самый простой способ привести человека в контакт с этим внутренним присутствием.

Когда люди осознали это, я прошу их начать думать о чём-то конкретном в анатомическом плане, а именно, о том, что, в действительности позвоночник довольно большой, у него есть, например, передняя часть. Он проходит глубоко внутри тела, гораздо глубже, чем многие думают. Может кто-то знает об этом, так как видел скелет. Но немногие обладают такими знаниями в опыте, основанном на ощущениях. Поясничные позвонки 10 сантиметров в диаметре. Это значит, что от остистого отростка, части спины, указывающей прямо назад, нужно продвинуться на 10 сантиметров вглубь тела, чтобы достигнуть передней части позвоночника. Я рассказываю людям об том. Направляю их и в когнитивном плане, давая анатомические знания, и пытаясь помочь им интернализовать это знание, чтобы к нему был привязан сенсорный опыт. Говоря о передней части позвоночника и о том, как далеко внутри тела он простирается, я направляю людей внутрь. Это стимулирует осознавание центральной части тела, особенно в области поясницы.

Это упражнение кажется простым. Но, основываясь на нашем опыте работы в регрессивной терапии, мы знаем, как этот опыт затрагивает самые ранние слои ощущения центра. Это помогает ощутить ядро, нашу срединную точку, существовавшую даже до того, как мы в детстве начинали использовать мышцы для сознательной моторной активности.

Это и другие упражнения могут одновременно затрагивать фундаментальные ресурсы и терапевтический материал из жизненной истории человека на очень глубоком уровне.

На этом основании люди склонны реагировать на эти упражнения по-разному. Для кого-то это позитивный опыт, который они могут немедленно принять как ресурс. Другие замечают ощущение центра, когда они одни, но им трудно удерживать его в контакте с другими людьми. Многие реагируют на это упражнение амбивалентно. Они обнаруживают ощущение чего-то запретного, опасного или трудного.

Независимо от того, как реагирует человек, фокус остаётся на поддержке чувства, что импульс или ощущение, которое он или она испытывает, в основе своей очень здоров, и на нахождении способа помочь этому человеку ориентироваться на ресурс:

При этом обнаруживается, как именно можно помочь человеку ориентироваться на ресурс. Некоторые, например, извлекают пользу из движений рук и их силы в поддержке ощущения центра. У них есть доступ к навыкам контакта, и они используют их, чтобы ощущать свой центр.

Я даю людям особые инструкции: «просто попытайся вместо этого здесь делать вот это». Я делаю это исходя из глубокой уверенности и опыта того, что для всех людей можно найти способ пробудить ресурсы в их теле.

Все эго-функции можно тренировать с помощью конкретных упражнений. Эти упражнения могут пробуждать маленькие спящие возможности и давать человеку надежду и дополнительные позитивные способы действия

Назад: http://healthy-back.livejournal.com/359344.html
Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/359803.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/350196.html#cont
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments