Healthy_back (healthy_back) wrote,
Healthy_back
healthy_back

Categories:

Свадьба по-казахски-2

Продолжение
Гости начинают потихоньку собираться. На входе их встречает фотограф, который подводит гостей к пресс-стене с красивой и витиеватой надписью имён молодожёнов и датой бракосочетания.

Мне кажется, мода на пресс-стены пришла в свадебную индустрию из глянца. Казахская свадьба — это зачастую единственное место, куда можно надеть своё любимое платье в пол, и для полной причастности к гламуру сфотографироваться у пресс-стены — это, конечно же, шик.

А я помню, какие классные пресс-стены были раньше. Берёшь самый красивый ковёр, лепишь на нём ватой имена молодожёнов и обязательно надо не забыть лебедей. Мне очень нравилось. Может эта мода вернётся к нам когда-нибудь?

Гости собрались. Вроде, усадили всех, даже тех, кого не приглашали. Осталось позвать в зал новых кудалар и чествовать громкими аплодисментами.

А потом — самая яркая и красивая часть любой казахской свадьбы, — Беташар (Бет - лицо, ашар - открытие).

Беташар — это красивейший ритуал, когда новая келин стоит с закрытым лицом. Под звуки домбры она делает поклон каждому произнесённому по списку родственнику жениха, а они в свою очередь кладут перед ней деньги в благодарность. Чем красивее и глубже кланяется невеста, тем больше она показывает уважение своей новой семье и тем больше положительных возгласов звучит от толпы родственников. После всех поклонов, поющий беташар тамада, открывает домброй лицо девушки. (Отступление)

Сигналом о том, что молодожёны подъехали, является просачивание в зал большого количества весёлой молодёжи.

Зал заполняет любимая всеми песня "Жар-жар" и под аплодисменты и хоровое пение родственников, заходят молодые. Родственники жениха с придыханием ждут, когда можно увидеть лицо новой келин, а самые прозорливые сразу на месте делают выводы о характере и внутреннем мире девушки.

Встав в центре зала, жених отступает на пару шагов назад, а невесту с двух сторон берут за руки женгешки (старшие снохи) жениха.

Женгешки нужны для того, чтобы вовремя "заставить" новую келин прогнутся поглубже. Шутка конечно. Точно не знаю, почему с двух сторон ставят женгешек. Моё личное предположение, что для того, чтобы с первых дней, новая невестка чувствовала крепкое дружественное плечо своих абысынок. Абысын — это жёны братьев по отношению друг другу.

"Агайын тату болса — ат болады, абысын тату болса-ас болады". В переводе, если братья дружны, то всегда будут лошади (символ богатства), а если дружны жёны братьев, то всегда будет пища, гласит народная мудрость.
После, посредине зала ставится стул с большим табаком. Начинаются первые аккорды Беташара. Родственники начинают суетиться, устраивать быстрые семейные совещания на тему "какую сумму положить в табак".

После согласования с жёнами, те, у кого был одобрен лимит на сумму от 10000 тг, подходят к табаку по-байски и очень медленно кладут купюру, чтобы видеооператор успел запечатлеть. Родственники с купюрами с меньшим номиналом не показывают сумму, пряча в рукаве и быстро закидывают в общую массу.

Кому достаются эти деньги? Есть два варианта, имеющие свою логику. Первый вариант — это когда тамада забирает всю собранную сумму как оплату за проведённую церемонию. А согласно второму варианту деньги из табака достаются молодожёнам как первый денежный вклад в семью. Второй вариант мне больше по душе.

Но организаторам свадьбы надо помнить, что если приняли решение о втором варианте, то надо предупредить родственников заранее. Чтобы не скупились.

Гости расселись по своим местам. Мамочки многочисленной детворы тихонечко сбегали и умыли своих детей от следов многочисленных беззубых поцелуев наших апашек. Судя по тому, как наши апашки умеют смачно целоваться, предполагаю, что поколение у них было страстное.

Наступает время первого Бата (Благословения). Тамада подносит микрофон самому старшему и уважаемому аксакалу, который даёт своё Бата. Это красивейшие и мудрейшие слова благословения. "Жамбырмен жер когереди, Батамен ер когереди" — Благодаря дождю земля зеленеет, а благодаря Бата процветает мужчина, гласит народная мудрость. Зачастую, в казахских семьях, Бата дают старшие представители семьи, особенно в моменты гордости и благодарности.

Ну вот, немного успокоилось первое напряжение. Гости сели за торжественный стол. О, как же шикарен наш дастархан. Здесь вы увидите различные салаты, закуски, но любой гость моментально определяет богатство казахского дастархана не за счёт количества и ассортимента салатов, закусок и спиртного, а за счёт наличия на столе мясного ассорти из казы, карта и жая, и обязательно хорошего качества. А также, индикатор богатого дастархана — это? конечно же? наши любимые напитки, — кумыс и шубат. Вот представьте себе казахскую свадьбу всем своим воображением, осязанием и обонянием. Признайтесь, пожалуйста, хоть раз, но красивые, ароматные кусочки казы промелькнули ведь в ваших мыслях?

Заедая казы в виде закуски, гости инстинктивно чувствуют "недогон". Все тихонечко принюхиваются в ожидании Бешбармака. Самый вкусный бешбармак, конечно же, только у Мамы и на казахской свадьбе.

Все с замиранием, глотая слюну наблюдают как пошёл первый табак с Басом (голова) в сторону кудалар и уже с нетерпением ждут своего официанта. Сразу приступать к еде тоже нельзя, потому что ещё один аксакал должен дать Бата, но уже с благодарностью Всевышнему за еду и с пожеланиями и благословением всем сидящим гостям.

И вот наступает удачный момент для показа "love story". Сценарий этих краткометражных актерских проб молодожёнов практически одинаков. Вот они за ручки гуляют в парке, вот они сидят в кафе, вот они заглядывают друг другу в глаза. Самые креативные и продвинутые снимают лав стори на морскую тему. Яхта, башни Дубая или пляжи Пхукета, а далее всё то же самое. Декорации другие, а сценарий и актерская работа не меняются. А если честно, это я завидую так, ведь в наше время моды на лав стори не было.

Свадьба в разгаре. Разгорячённые и довольные гости выбегают танцевать после каждого тоста. Давно приметила, что выбегать на танц пол начинают только после бешбармака.

В каждой семье есть ещё свои штатные артисты. Вот любимый всеми агашка, который поддав кумыса, отплясывает перед новой кудаги танец симбиоз "твист-каражорга", а вот любимая генерал кудаги, которая пытается вырвать микрофон у тамады и забрать на себя бразды правления. А как всех будоражит нераскрывшийся талант родственницы, которая после тоста произносит волшебную фразу "Ал енди мен олен айтамын" — А теперь я спою. Поёт она искренне и с душой, вернее переходя в душевное повизгивание, но все дружно поддерживают семейный талант.

Тамада, вспотевший и красный, тщетно пытается уложиться в отведённое время. Молодожёны находятся в режиме "встали-сели", зацелованные многочисленной родней и счастливые. Свидетели тоже в режиме "встали-сели за компанию", тоскливо поглядывают на шумящих и веселящихся друзей, укоряя себя, что подписались на эту "почётную" роль дружка-подружка.
В атмосфере ощущается тотальное всеобъемлющее счастье и любовь.

Всё идёт своим ходом. Тосты уже никто не слушает. Молодежь на многозначительные взгляды старшего поколения никак не реагируют. Визжащая детвора тоже давно ни на кого не реагируют, у них своя тусовка и своё веселье. Танцы в разгаре. Сменяется палитра звёзд казахской эстрады, вперемешку с каражорга, лезгинкой и восточными танцами. Все гости кого-то или что-то фотографируют.

Уже определены ответственные за раздачу призов за активное участие. Призы раздаются по следующему принципу. Каждый гость, особенно кудалар, и те, кто издалека, должны получить свою порцию внимания в виде презента. Обязательно найдётся какая-нибудь апашка, которая подойдёт и скажет "Шырагым, маган тагыда еки подарок керек, уйде немерелерим бар" — Дорогая, дай мне ещё парочку, а то дома внуки ждут.

Мужчины тоже веселятся. Обожаю наблюдать за агашками, которые от души участвуя в конкурсе, раскраснелись, вспотели, растегнули верхние пуговки рубашек, не забыв заложить на шею носовой платок, при этом пуговицы рубашек на уровне живота вот вот разлетятся не выдержав нагрузку от обильного застолья. Они всегда искренне рады очередной выигранной в конкурсе безделушке и гордо передают жене, как честно заработанный трофей. Одним словом, к разгару свадьбы, отпадают все казахские понты и раскрывается искренняя, по-детски наивная и добрая душа.

Родители жениха, уже немного расслабившись, тоже начинают подключаться к танцам и веселью. Но во время даже самого зажигательного танца мама жениха не отпускает, зажав подмышками, пухленькую сумочку с многочисленными конвертами в виде денежных подарков. Чуть позже ей ещё надо запротоколировать содержание каждого конверта. Результат протокола — это так называемый индикатор и методичка, куда можно подглядывать, когда эти же гости зовут вас на своё мероприятие. Очень часто можно услышать "Олар биздин тойымызга 200$ акелген, одан аз апарсак уят болады" — На нашу свадьбу они принесли 200$, поэтому стыдно им дарить подарок на меньшую сумму. За всеми этими важными нюансами должна следить жена.

В середине второго стола начинают ставить десерты и подавать чай. Наступает время подачи "тойбастара". Тойбастар — это тоже важный ритуал, когда на каждый стол подаются большие табаки, загруженные различными подарками, конфетами, печеньками и спиртным, чтобы каждый гость смог с собой забрать частичку этого тоя, и чтобы в его семье тоже наступило событие для большого тоя.

На мой взгляд, в свадебной индустрии уже есть отдельное, высокодоходное направление под названием "тойбастар". Сейчас продаются специальные пакеты с надписью тойбастар, причём различного качества, дизайна и размера. Там же можно приобрести все составляющие тойбастара. Всё чаще вместо классических табаков под тойбастар стали использовать импровизированные, изготовленные вручную емкости из войлока в виде юрт и верблюдов. На одной свадьбе, мы лицезрели апогей фантазии представителей свадебной индустрии, — официанты вынесли огромные лимузины, загруженные тойбастар. Все эти импровизированные табаки тоже достаются гостям. Признаюсь, что в последнее время с удовольствием забираю эти "произведения искусства" домой, так как у огромного количества кукол моих дочерей теперь есть свои домики-юрты и даже свой хэнд-мэйд лимузин.

К разгару чаепития, согласно древней казахской традиции, выкатывают многоэтажное кондитерское произведение именуемое "свадебный торт". Счастливые молодожёны разрезают его и пытаются накормить своих родителей, желательно всех из одной ложки.

Далее, также по древней казахской традиции, невеста кидает свой свадебный букет. Согласно поверьям, поймавшая букет незамужняя девушка, выходит замуж следующей. Открою вам маленький секрет, эта штука не работает. Скорее наоборот. Но девушки на выданье не теряют надежды и верят...верят...

Думаете я закончила? Ничего подобного. Впереди первая брачная ночь по-казахски.

Вспомнила, как на свадьбе одного родственника, мне дали команду "Тез жугур, маечкаларды конактарга тарат" — быстро беги, раздай маечки гостям. На вопрос "где взять эти маечки", мне указали на дверь подсобки. Как нормальная келин с пионерским прошлым, я бегу выполнять приказ и по пути думаю "Зачем каждому гостю дарить маечку? Может в АХБК была распродажа? А, может, это детские маечки?" Залетаю на импровизированный склад, где меня вылавливает родственница, утверждённая на должность "завсклад тоя".

К слову, это такая опытная татешка (очень редко агашка), которая бдит за тем, чтобы не было дополнительных расходов через мелко-бытовое продуктовое ограбление. Также, этот человек должен хорошо разбираться в искусстве распределения суйеков (костей) при подаче бешбармака. Вы будете удивлены, но это действительно целая наука. Согласно статусу по отношению к данной семье каждый гость получает свой кусок мяса на определённом суйеке. К примеру, бас (голова) обычно подается самому уважаемому аксакалу или старшему за дастарханом. Но если у гостя жив родной отец, то он не имеет право получать и разделывать бас.

Вернёмся к нашей свадьбе. Меня, сопротивляющуюся, буквально выпихнули со склада, вручив в руки рулон пакетов с возмущённым бормотание "Осы маечка! Иди раздавай!"

Во время робкой раздачи, несколько раз услышав возгласы "Маечка акелдин бе келин?" (келин, ты маечки принесла?) , или "Маган ана маечканнан 3-4 берши"(дай мне сразу 3-4 штучки своих маечек), я поняла, что сильно отстала от современного слэнга апашек. А ведь эти пакеты и вправду имеют форму маечек.

Итак, встречайте, вашему вниманию ещё одна главная составляющая казахского тоя, — "Саркыт"! Но, маечка болмаса, — "саркыт" жок!

"Саркыт" — это самое любимое утреннее лакомство казахской детворы. Любой правильный казахский ребенок, зная что родители пошли на свадьбу, заранее настраивает свои биологические будильники на самое раннее утро. Самое главное — встать пораньше и перепрятать кусочек торта, облепленный салфеткой, яблоки с амбре конины и шоколадные конфеты с фантиками, лоснящимися от жира казы. А тем, кто проспал, достаются баурсаки в крошке от печенья и карамельки. Особо запасливые гостьи умудряются положить в "маечки" даже салаты, чтобы выкинуть с сожалением эти пакеты испорченных продуктов уже с утра.

Вы, наверное, поняли, что "саркыт" — это такая традиция, когда ты должен принести что-нибудь с дастархана для своих близких, которые остались дома.

А ещё — это отличная возможность ещё раз вспомнить вкус прошедшего мероприятия, попивая утренний чай.

Маечки розданы, столы опустошены, саркыт упакован, можно потихоньку собираться домой. Уставшие и довольные хозяева мероприятия прощаются с гостями и выпроваживают со словами "Тагыда тойда кездесейк" — Давайте встречаться только на тоях". А гости уходят со словами "Керемет той болды, шилдеханада кездесейк" — "Замечательный был той. Ждём приглашение на шилдехана." Шилдехана — это той в честь рождения нового члена семьи, а в данном случае это косвенное пожелание рождения внуков.

Гости наконец-то разошлись. Всех «ертерек келдик комектесуге» (пришли пораньше помочь) помощников как ветром сдуло. Остались самые близкие и родные. На объединённых стульях, сладко посапывая, спят вдоволь нагулявшиеся дети. А ведь на этом ещё не всё.

Надо окончательно закрыть дополнительные счета за ресторан, закрыть сделку с тамадой, собрать все подарки, все остатки спиртного и еды, упаковать всё в машину и отвезти домой.

Женщины давно сняли свои каблуки и ходят босиком. Мужчины сидят вразвалочку с блаженной улыбкой и ждут, когда им дадут команду выполнить какое-либо действие в помощь остальным, потому что мозг у мужчин имеет иммунитет и «отключается» в такие минуты.

Оставшиеся в наличии «шопыр балалар» уже сделали несколько рейсов, развозя гостей. Есть некоторая категория родственников, которые никак не могут доехать сами, воспользовавшись такси, а снисходительно разрешают довезти себя до места проживания, вопрощая «Ал, ким мени уйге апарып тастайды? Ай куйеу бала, машинан бар ма?» — «Итак, кто отвезёт домой его высочество? Эй, зять, машина у тебя есть?» Редко какой попавшийся под руки «бала» или «куйей бала» решается отказаться от такого предложения.

Счастливые молодожёны уезжают со своими друзьями на «афтерпати», чтобы ещё раз насладиться пьяными речами своих друзей, попеть в караоке и потанцевать. Хотя, на самом деле, большая часть молодежи уже спит по углам, вторая половина уже давно хочет домой и только самая активная парочка школьных друзей куролесят «на халяву», пользуясь всеобщей дружеской лояльностью. А если без иронии, то эту «современную казахскую традицию» под названием «послесвадебное афтерпати» надо искоренять, — давно всем понятно, что никакой смысловой нагрузки и последующих приятных воспоминаний оно не имеет.

Ну всё, остатки свадебной суматохи подобраны, все сели по коням и тут, с криками «Подожите!!!» вслед за автомобилем бежит администратор зала. На немое кричащее удивление в глазах «неужели мы за что-то забыли заплатить?», управляющий зала говорит «Уважаемые!!! Вы забыли забрать свои цветы!!!». Вначале состояние тишины, потом истерический хохот с мыслями «Куда грузить эти 24 корзины и 55 букетов???», а мама жениха сокрушается, что не раз у неё промелькала мысль раздать цветы самым близким, но каждый раз эта мысль терялась в водовороте других хлопот. Всё оставлять в ресторане тоже «Обал», и в итоге огромное количество недешёвого продукта «флористов-затейников», завернутое в огромное количество обёрточной разноцветной бумаги, запихивается, заталкивается, вручается в руки пассажирам, и караван цветов отправляется домой.

Догадайтесь, кто встречает на пороге вернувшихся домой устроителей свадьбы? Конечно же, наши давно любимые, легендарные апашки! А догадайтесь, какую фразу все опять дружно произнесут, забыв про усталость, отёкшие ноги, изжогу от переедания и слипающиеся глаза? Конечно же « Ал енди озимиз отырып бир шай ишеик!» — А давайте теперь сами попьём чайку. Тихо (совсем тихо себе под нос) матерясь, имеющаяся в наличии келин, накрывает очередной дастархан из собранных со свадебного стола вкусных яств, включая осетринку, баурсаки, казы, остатки свадебного торта и начинает разливать чай, периодически клюя носом в чайник. Все хотят спать, но чисто казахское «ангиме» никого не отпускает.

Мама жениха пытается собрать последние силы, так как ей ещё предстоит задача приготовить койка-места для каждого оставшегося гостя. А ещё надо помочь найти по дому растерявшиеся, раскиданные вещи, распихать в холодильник "саркыты" апашек, прибрать посуду и самое главное (!), надо вскрыть сумку с конвертами и посчитать сумму денежных подарков. Нет, вы что, оставлять это на завтра нельзя, это надо сделать именно сегодня, чтобы потом остаток ночи не уснуть, терзаемой различными мыслями и выводами.

Время близится к рассвету. Молодожёны тихонечко возвращаются домой, предварительно кое-как разогнав друзей-халявщиков со своей послесвадебной вечеринки. Зайдя в дом, они спотыкаются об устланную по всей прихожей обуви, по пути задев загруженные в вёдра букеты и цепляясь за цветочные корзины. В доме предрассветная тишина, запах прошедшего тоя, а где-то в глубине дома доносится могучий переливающий храп оставшихся с ночевой родственников.

Зайдя в свою комнату, молодожёны понимают, что в этом доме их никто не ждал. И что самую главную, важную, кульминационную часть своей свадьбы они просто забыли спрогнозировать. Заглянув во все комнаты, окончательно поняв и осознав, что спального места им никто не предусмотрел, молодожёны начинают тихо ржать, сидя на полу прихожей. И в этот момент счастливый новоиспечённый муж вспоминает, что в его комнате есть та самая юношеская кушетка, предусмотренная для оставшихся с ночевой друзей. И самое главное, она вроде раскладывается! Тихо, стараясь не разбудить спящих в комнате родственников, освободив кушетку от закиданных на неё подарков, одежды, сумок, и разложив её до уровня лежанки в плацкартном вагоне, молодожёны укладываются спать. И не нужна им в этот момент никакая интимная обстановка, кингсайз кровать, джакузи и свечи, и наплевать им, что в красивых американских фильмах молодожёны ночуют в пятизвёздочных отелях, потому что именно в этот момент, боясь развернутся чтобы не упасть, в кругу своих самых родных и близких, теснясь на той самой юношеской кушетке, они абсолютно счастливы.
Tags: Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments