Healthy_back (healthy_back) wrote,
Healthy_back
healthy_back

Белорусская деревная: быт, хозяйство и традиционная культура, часть 3

Начало: https://healthy-back.livejournal.com/429884.html (https://healthy-back.dreamwidth.org/419514.html)
https://healthy-back.livejournal.com/430156.html (https://healthy-back.dreamwidth.org/419828.html)

https://gorodok1863.livejournal.com/7794.html
Народное творчество

Большое распространение получила обрядовая поэзия и обрядовые песни земледельческого календаря. Колядные песни поэтизировали нелегкую крестьянскую жизнь. В соответствии с величаниями колядовщиков хозяин мог представить себя зажиточным, независимым и почитаемым человеком, лишенным забот и тревог о самом необходимом для проживания. Крестьянское хозяйство в песнях изображалось идеализированно: двор представлялся имением князя с чудесным дворцом, в котором все блестело в золоте и серебре, с огромными хоромами. Крестьянин в песнях часто величался паном, князем, его дочь - царевной, королевной.

Развитие получило скоморошество, особенно скоморохи-музыканты. Народные музыканты играли на скрипках, цимбалах, дуде, бубне и других музыкальных инструментах. Но наиболее распространенной профессией скомороха-музыканта в Белоруссии был дударь - главная фигура на всех праздниках, непременный участник свадебных обрядов и игрищ. Народные музыканты обычно вели оседлый образ жизни, занимаясь земледелием и ремеслом, и только в праздники становились музыкантами. Однако наряду с оседлыми встречались и бродячие скоморохи, которые ходили из деревни в деревню, обслуживая свадьбы, вечеринки и др.

Популярны были также скоморохи-медвежатники. Популярность медвежатников способствовала созданию в Белоруссии нескольких школ дрессировки медведей, самой крупной из которых была Сморгонская, известная под шутливым названием "Смаргонскай акадэмii".

Большой популярностью пользовался кукольный театр - "батлейка". Первоначально в репертуаре батлеек были в основном сценки на евангельские сюжеты. Постепенно их вытесняли сцены из народной жизни, бытовые, сатирические. Обычно в спектаклях действовали "дворянин", "барыня", "шляхтич", "доктор-шарлатан", "корчмарь" и др. Комические персонажи часто обрисовывались с помощью сатирических пословиц. Франт, например, характеризовался такими пословицами и поговорками: "Хрант, сапоги в рант", "Сапог скрипит, а в кармане травца кипит" (то есть карман пустой). В дальнейших сатирических куплетах рассказывалось, что у франта "фрачэк пазычоны" (взят напрокат) и "капелюш не свой власны, бо на глове бардзо цясны" (потому что тесен, мал), а в "кiшэнi... пусткi" (в кармане... пусто). В других сценках кичливая барыня жаловалась доктору, что "больна и похудела", на ней "сорочка поужела: было две складки, а стало в натяжку гладко". Зато мужик, крестьянин обычно выделялся хитростью, остроумием, жизненной мудростью и умелостью.

В середине девятнадцатого века в Белоруссии появляются драматические спектакли по пьесам, которые пришли из России - "Царь Максимилиан", "Лодка". Однако в язык персонажей и в характер игры актеров было внесено много специфических белорусских черт (о драме "Царь Максимилиан" можно прочитать здесь, а здесь, здесь и здесь можно прочесть три разных варианта пьесы).

В некоторых белорусских вариантах пьесы появляется комический персонаж - еврей, который выступает в роли своеобразного шута, своими действиями оскорбляющего царя и других высокопоставленных лиц.

Драма "Царь Максимилиан" разыгрывалась как самими актерами, так и куклами. Декорации и специальная сценическая площадка отсутствовали, участники спектакля вели непосредственный диалог со зрителями.

В это время в репертуаре батлеек появляются также инсценировки белорусских народных сказок и песен.

Особую область народной традиционной культуры составляли игры. Народные игры четко дифференцировались по возрасту, разделяясь на детские, подростковые, молодежные и взрослые. Так, подростки обычно играли в "жгуцiкi" (жгутики), "цот i лiшка" (чет и нечет), "капустка", "каралi" (короли) и др. Кроме того, существовали игры, пришедшие в деревню из городов и местечек - бабки, городки, горелки и др.

Многие игры подростков переходили к молодежи, но в ее среде они сильно трансформировались, становились более сдержанными в силу того, что за играми молодежи внимательно наблюдали старшие, пересудов которых боялись. В свободном времени молодежи игры занимали значительно меньшее место, чем у подростков, уступая первенство танцам, песням, обрядовым действиям и праздничным игрищам (во время Коляд, Купалы и др.)

Женатые мужчины в своем кругу мерялись ловкостью или физической силой (гнули подковы, ломали толстые палки, поднимали на спор тяжести), разгадывали на пари загадки, играли в азартные игры. Проигрыши переводили на деньги или на пиво, "кварты гарэлкi" (кварты водки). Среди азартных игр наиболее распространенными считались "орлянка" (выигрыш или проигрыш в которой определялся путем подбрасывания монеты), "кiтка" (обмен мелкими предметами), игра "у тронкi" (бросание гляниных или свинцовых шариков в вырытые в земле ямки). Азартные карточные игры получили распространение только с середины девятнадцатого века. До этого играли в "дураки", "мельники", "возки" ("свои козыри"), "волки", "свинки" и др.

Особый пласт театрально-игровой культуры составляли игры-показы, одни из которых строго приурочивались к праздникам годового календаря, а другие исполнялись в любое время. Наибольшее число игр-показов приурочивалась к Колядам. Среди самых популярных, в которых сочетались элементы песенной, хореографической культуры и спортивного мастерства, были "Жанiцьба Цярэшкi" (Женитьба Терешки), "Яшчур" (Ящер), "Дзятел" (Дятел), "Зюзюля" (Кукушка) и др.

Маски и специальный грим использовались также в играх "Рыболовы", "Лось", "Черт", "Смерть".

Народные знания

Система мер и весов

Основной мерой длины был "локоть". В древности в Киевской Руси "локоть" был равен 46 см и состоял из двух "пядей". На территории Великого княжества Литовского пользовались литовским локтем, равным 61,6 см. В 1766 году такая мера была узаконена сеймом Польши как основная единица длины. Это было расстояние от грудной клетки до конца сжатого кулака вытянутой руки.

Для измерения предметов меньших размеров употреблялась "пядь". "Малая пядь" - расстояние от конца большого пальца до конца указательного, она равнялась 19 см, "пядь великая" - расстояние от конца большого пальца до конца мизинца, равное 22-23 см. (официально в Российской империи законодательно в 1835 году была установлена пядь длиной 17,78 см).

В употреблении были и другие линейные меры: например, "маховая сажень" - расстояние от конца пальцев двух вытянутых в стороны рук, которое составляло примерно 177 см. Этой мерой измеряли веревки, цепи, рыбацкие сети.

Землю, сенокосные угодья нередко измеряли "шагом". "Шаг" - длина среднего шага человека от пятки одной ноги до пятки другой, в среднем 75 см.

Кроме маховой сажени, со времен Киевской Руси использовалась "косая сажень", равная 2 м 48 см - самое большое расстояние от подошвы левой ноги до кончика среднего пальца вытянутой вверх правой руки.

Еще одна мера длины, аршин, проникла из Турции, она составляла длину вытянутой руки от плеча до конца среднего пальца и равнялась примерно 70-72 см.

Основной единицей земельной площади на этой территории со времен реформ короля Сигизмунда в шестнадцатом веке является "волока". Одна волока - примерно 21,4 га. Волока делилась на 30 "моргов".

Земельную площадь измеряли также количеством зерна, нужного для высева. Площадь сенокосов определяли количеством собранного сена, которое измеряли стогами, возами, копами.

Для взвешивания продуктов заводскими весами почти не пользовались даже в городах (тем более в деревнях). Весы применяли только купцы в оптовой торговле, в помещичьих хозяйствах, при расчетах с государством. Официальной мерой веса в основном был "пуд" (примерно 16,4 кг). В повседневной жизни крестьяне измеряли сыпучие продукты - муку, крупу, а также картофель - через объем ("мерками", "мешками").

Основной единицицей для измерения сыпучих тел был "гарнец" (примерно 3,76 л). Его делили на 4 "кварты". Величина "гарнца" также не была постоянной, а размер "кварты" колебался от 0,3 до 0,9 л.

Для взвешивания товаров и продуктов употребляли самодельные весы - безмены. Из изготовляли местные кузнецы, и они были почти у всех зажиточных крестьян.
Безмен имел деления на фунты. 40 фунтов составляли 1 пуд, 1 фунт - примерно 400 г.

Жидкости измеряли бочками, ведрами, квартами. Яйца, снопы, сушеную рыбу считали копами. 1 копа - 60 штук.

Для измерения площадей земли пользовались веревкой, палкой определенной длины, а чаще "саженем" - несложным приспособлением из двух длинных тонких палок, скрепленных поперечной - в виде заглавной буквы "А". Длина саженя - 2 м. С его помощью не только измеряли длину, но и вычисляли площадь участка земли, для чего длину умножали на ширину (площадь прямоугольника). Сложнее было определить размер площади неправильного четырехугольника. Площадь неправильной формы, подобную эллипсу или кругу, подсчитывали, разбивая его на несколько прямоугольников, а то, что оставалось, не брали во внимание или вычисляли приблизительно.

Крестьяне знали, как измерить высоту растущего дерева. Брали палку размером в рост человека, который производил измерение, ставили ее в ногах на таком расстоянии от дерева, чтобы человек лежа мог видеть на одной линии верхушку измеряемого дерева и конец палки. Расстояние от головы лежащего человека до ствола дерева и являлось его высотой.

Бондари для вычисления диаметра бочки, кадушки, толщины дерева измеряли их окружность с помощью веревки, которую складывали затем втрое. Это и был диаметр или толщина измеряемого предмета.

Время на протяжении года определялось в зависимости от дат земледельческого или церковного календаря ("На Коляды", "За неделю до или после Коляд", "за неделю до Великдня или Семухи" и др.) Определялось время в зависимости от прилета или отлета птиц, цветения тех или иных растений, деревьев ("когда черемуха расцвела"), созревания зерновых культур, плодов и др.

Также время исчислялось и от событий общественной или семейной жизни - "за неделю до свадьбы" и др.

Сутки делились на четыре части (поры): утро (ранiца), полдень (поудзень), вечер (вечар) и ночь (ноч). Время на протяжении светового дня обычно определялось по солнцу. Чаще всего ориентировались по длине тени человека, но брали во внимание и тень какого-либо предмета, например, дерева.

В ненастье, дни облачные, пасмурные определяли время по количеству проделанной работы. Утреннее время определяли по пению петуха (больше зимой), весной же и летом - по началу пения птиц, каждая из которых поет в точное для нее время. Пастухи определяли время по степени "полноты" коров, по началу их жвачки. Наблюдательный крестьянин мог определить утреннее и вечернее время по раскрытию или закрытию лепестков у цветов полевых и лесных растений.

Долгие осенние и зимние ночи делились на "вечар" (от захода солнца до примерно полуночи) и "поунач" (полночь, время от 12 часов до примерно 4 часов утра). Время пения первых петухов - около 4 часов утра. Второе и третье пение было позже; нарушения времени пения петухов предсказывали перемену погоды: летом - на дождь, зимой - на оттепель.

Народная медицина

Народные методы профилактики и лечения сочетали рациональные действия с иррациональными. Из рациональных средств наиболее были распространены растительные. Традиции, легенды и поверья, связанные со сбором лекарственных растений, сходы с верованиями других славянских народов. Самым удобным временем для сбора лекарственных растений считались Купальские дни. Это было время наибольшего цветения растений, а следовательно и накопления целебных веществ в них. Место сбора и время дня играли в народном представлении также немаловажную роль. Из растений готовили настои и отвары из расчета: одна столовая ложка на стакан кипятка, горсть на 1 л воды и др. Делали водочные настойки (из свежих растений и корней), порошки (из высушенного растения или корня), мази, пережаривали измельческоой корень или траву растения с растительным или животным жиром. Часто использовали сок свежего растения, свежия листья в виде компрессов. Среди растений немало было таких, лечебные свойства которых издавна известны всем славянским народам. Некоторые сохранили общие всем славянам названия ("полынь", "мята", лопух", "подбел"). В белорусской народной медицине использовались разного вида грибы, в частности - мухоморы, в первую очередь - красные. Настойка мухомора на спирту считалась очень целебной (как растирание) при радикулитах и острых ревматических болях.

Мука, хлеб, мед, водка, горчица входили в состав различных лекарственных смесей или же употреблялись отдельно как внутрь, так и наружно. Например, гречневую кашу употребляли при малокровии, а гречневую муку повсеместно употребляли в качестве присыпки новорожденным, хлебным мякишем залепляли свежие раны.

Угли из жареного хлеба с водкой принимали внутрь при кишечно-желудочных заболеваниях. Использовали водку с целью лечения желудочных заболеваний, даже как средство профилактики и лечения холеры.

Мед употребляли при малокровии, поносах, легочных и желудочно-кишечных заболеваниях внутрь, а при "чирьях", гнойных ранах, укусах змей - наружно. Медом лечили прежде всего болезни простудного характера - кашель, бронхит, ангину. Замешанное на меду тестов прикладывалось в виде пластыря к гнойным ранам, фурункулам и карбункулам.
Использовалсь также продукты животного происхождения - молоко и молочные продукты, рекоторые животные жиры - свиной, собачий, барсучий, ежовый, медвежий, гусиный. Жиры считались прекрасными ранозаживляющими средствами, применялись в качестве растираний при простуде и ревматизме, употреблялись внутрь при воспалении легких, астме, чахотке. Горячее кипяченое молоко в смеси с маслом, свиным жиром, водкой употреблялось также при простудных заболеваниях, кислое молоко или сыворотку использовали для промывания ран при укусах змей. Женское грудное молоко закапывали детям в глаза при глазных болезнях. Кобылье молоко употребляли при чахотке.

При болях ревматического характера использовали муравьев и муравейники. Способы их применения отличались разнообразием вариантов. Например, использовали спиртовой настой муравьев для растираний, или собирали только коконы (яйца) муравьев и настаивали на спирту.

Народная астрономия и космология

Небосвод крестьяне считали куполом или чашей, которую мы видим изнутри. Считалось, что небесный свод опирается на столбы. Таким столком, вернее вершиной столба, является Полярная (Северная) звезда или "стожар", а вокруг нее кружатся все другие звезды. Неподвижность Полярной звезды объявняли тем, что она якобы укреплена специальным креплением к столбу. Вокруг этого столба ходит "Вялiкая Мядзведзiца" (Большая Медведица) из семи звезд, которую называли еще "Воз", "вазок", "Карэц". Звезда служила своеобразным ориентиром в определении ночного времени. С этой же целью наблюдали за созвездием Орион (оно называлось также "Три Короля", "Косар", "Косы", "Мотовило" и др.), за движением созвездия Плеяд ("Волосажар", "Решето", "Ситко").
Знали вечернюю "зорку Венеру". Все планеты: Венера, Марс, Меркурий, Сатурн, Юпитер, - считались звездами. Из других звезд было известно созвездие Малой Медведицы ("Молочная" или "Гусиная" дорога) и др.

Крестьяне довольно точно определяли время по положению Большой Медведицы, по созвездиям Орион и Плеяды - по отношению их к данному дому или хозяйственной постройке ("Лег спать, когда еще Косар не всходил, а встал, когда Косар был напротив Федорового гумна"). Наблюдениями за созвездиями пользовались в летнее время рыбаки, ловившие рыбу ночью, косцы, находящиеся на сенокосах вдали от села, а также люди "подарожные" - находившиеся в пути в ночное время.

По созвездиям иногда устанавливали начало тех или иных сельскохозяйственных работ. Так, когда созвездие Плеяд перед рассветом находилось это на юге (в середине сентябре), это означало, что подошла пора осеннего сева.

Среди небесных тел наибольшим уважением пользовалось Солнце, которое обожествляли, ибо оно давало людям жизнь и тепло. Пережитки языческого солярного культа нашли отражение во всех жанрах народного фольклора.

Большое значение крестьяне придавали Луне. Новоявленная Луна называлась "маладзiк". Первая фаза - "паупоуня", за ней вторая фаза - "поуня", или полнолуние. Убывающая луна называется "гнiлуха", "гнiлец". Короткое безлуние - "на меже", "перемена". Фазы Луны якобы оказывали большое влияние на изменение погоды. Считали, что во время новолуния обязательно должны быть дожди. В это время не рекомендовалось корчевать заросли, полоть гряды, посевы, ибо вырастут новые корни. В эти дни запрещалось сеять лен - ибо все поле зарастет травою-витухою, вывозить на поле навоз - поле зарастет хвощом, а также покупать животных - не привыкнут к дому.

Все важнейшие работы старались проводить в полнолуние: посев озимых и яровых, посадку картофеля, покупку домашних животных и др., "чтобы везде было много добра".
В последнюю фазу (на убывании месяца) рекомендовалось корчевать пни, высекать заросли, полоть гряды, посевы, собирать с поля камни, лечить домашних животных, делать различные ветеринарные операции: вскрывать нарывы, очищать раны и др. Считали, что со спадом ("сходом") месяца все должно пойти на убывание, то есть исчезнуть навсегда. На "сход" месяца не сажали квочку на яйца, не давали в долг семена, не покупали скот, не начинали посев зерновых.

Из других небесных тел крестьяне знали кометы и метеориты. Затмение солнца нередко связывали с движением "доброй" кометы. Однако были еще кометы в виде метлы, помела, они всегда несли с собой страшные беды, несчастье, болезни, войны.
Метеориты нередко считались крестьянами "огненными змеями".

Коммьюнити в ЖЖ по темам белорусской этнографии (в основном на белорусском языке, много ссылок и иллюстраций, можно задавать вопросы)
by_ethno

Белорусские пословицы и поговорки и их аналоги на русском языке

Народные песни и игры (видеозаписи фольклорного ансамбля "Неруш")

На том же сайте есть и некоторое количество аудиозаписей вот здесь) только обратите внимание на то, что самый первый альбом на этой странице - это осовремененная стилизация, а два вторых альбома - более-менее аутентичный фольклор

На этом же сайте хорошая подборка народных костюмов

Вот здесь огромное количество фольклорной поэзии. Все на белорусском языке. Читать несложно :)
В частности:
Зимние песни и колядки
Весенние песни
Летние песни (Купальские, сенокосные и др.)
Волочебные песни (пасхальные) и др.
Tags: Культура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments